Наступление Великого поста христиане ждут с некоторым внутренним напряжением, но напряжение это тихое и радостное, поскольку оно прочно связано с трепетным ожиданием Праздника праздников, Торжества из торжеств, когда Церковь с ликованием возглашает «Христос Воскресе!» Мы же пока только собираемся войти в этот пост, и, конечно, надеемся на то, что с Божией помощью в очередной раз смиренно вступим на поприще Святой Четыредесятницы и достойно пройдем это путь.
О неделях Великого поста мы поговорили с настоятелем храма в честь Преподобных отцов Киево-Печерских иереем Александром Приходько.
– Самое начало поста называют самым строгим и потому самым трудным. Эти трудности тоже ведь не касается только пищевого поста. Речь, по-видимому, идет и о другом?
– В первый день Великого поста по монастырскому Уставу предписывается полное воздержание от пищи. В последующие дни седмицы положено сухоядение. Но это в монастырях. На городских приходах такой строгости, конечно же, нет. Многие прихожане работают, другие обременены хроническими болезнями – им полный отказ от пищи или сухоядение не рекомендуется. Но вы правы – речь не об этом. Главное – это постовые богослужения. Они особенно продолжительные, с земными поклонами. С понедельника по четверг включительно в храмах на вечернем богослужении читается Великий канон преподобного Андрея Критского. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Многие христиане, отличающиеся особым благочестием, стараются не пропустить ни одну из этих служб и, конечно, причащаются на Литургии Преждеосвященных Даров. Некоторые из тех, кто работает, даже берут недельный отпуск, чтобы посвятить первые дни Великого поста молитве. Это большое дело.
– Первая Неделя Великого поста – Торжество Православия. Провозглашается: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» Все очень торжественно, красиво.
– В этот день атмосфера в храмах эмоционально насыщена. Служится литургия святителя Василия Великого. Она совершается всего несколько раз в году – в Рождественский сочельник, на праздник Крещения Господня, в день памяти самого святителя Василия Великого, в воскресные дни Великого поста, а также в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной седмицы. Храмы наполняются верующими, люди исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Это первый воскресный день Великого поста, поэтому он конечно особенный.
– Торжество Православия приурочено к окончательной победе над иконоборчеством. Но почему первая неделя Великого поста посвящена именно этому событию?
– История победы над иконоборчеством хорошо известна. Император Феофил активно поддерживал эту ересь. Однако после его смерти, императрица Феодора восстановила иконопечатание. Торжественное празднование по этому поводу состоялось в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 году. Однако в день Торжества Православия мы вспоминаем не только это событие, но говорим о победе над всеми ересями и провозглашаем истинность нашей веры, веры Православной.
- Следующая неделя Великого поста – неделя святителя Григория Паламы. Церковь празднует его память 27 ноября, это день преставления святого. Но почему мы молитвенно вспоминаем святого Григория Паламу еще и во вторую Неделю Великого поста?
– Святитель Григорий Палама, византийский богослов, родился в семье сенатора и получил блестящее светское образование. Сам император видел в нем будущего государственного деятеля. Но душа Григория тяготела к монашеству, которое он и принял, будучи еще совсем молодым человеком. Многолетние духовные труды привели его к умозаключению, что Бог, несмотря на существующее тогда мнение о Его непознаваемости, напротив, познаваем. Он Сам Духом Святым открывается человеку, который идет путем сугубого поста и непрестанной умной молитвы, озаряя его Божественным Светом – как это произошло с апостолами на горе Фавор, увидевших Преображение Христа. Но открывается настолько, насколько сам человек может это принять. Вот почему святителя Григория Паламу особо вспоминают Великим постом – Церковь напоминает нам о спасительной силе телесного воздержания и усиленной молитве, приближающих человека к Богу. Эту неделю еще называют Светоносной.
– Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Почему она так называется?
– Накануне этого воскресного дня на вечернем богослужении на середине храма устанавливают Животворящий Крест Господень для всеобщего поклонения. Он находится там всю следующую седмицу.
Вынос Креста приходится на середину Великого поста. Если сравнивать поприще поста с восхождением на высокую гору, то полпути уже пройдено. Это был очень нелегкий путь, а впереди еще столько же. Правда, уже хорошо видна спасительная вершина, однако и силы на исходе. Но Крест Господень – орудие нашего спасения. Он призван укрепить христианина, ободрить, наполнить решимостью завершить начатое восхождение.
Ну и, наконец, это напоминание всем нам, что у каждого из нас есть свой крест, который необходимо взять и следовать за Христом, чтобы в конце пути удостоиться вечной жизни. Об этом говорится в Евангелие, соответствующий отрывок из которого читается в Крестопоклонную неделю.
Многие христиане стараются причаститься в этот день, чтобы в Таинстве Евхаристии соединиться со Христом, помня Его наставления: «Без Меня не можете делать ничего»
– За Крестопоклонной неделей следует неделя, посвященная преподобному Иоанну Лествичнику.
– Как и святитель Григорий Палама, преподобный Иоанн Лествичнк был великим аскетом. В юности он тоже получил хорошее светское образование, но светская жизнь не привлекала его, и он ушел в монастырь, многие годы провел в посте и молитве, стал игуменом знаменитой Синайской обители. Святой говорил о покаянии как о возвращении к Богу и примирении с Ним. Само покаяние тесно связано с молитвой и постом. Великий пост – особое время примирения с Богом. Поэтому мы и вспоминает преподобного в одну из Недель Великого поста.
Ему принадлежит известное сочинение «Лествица…», которое считается выдающимся памятником аскетической литературы. В книге преподобный Иоанн подробно – по ступеням – рассказывает о пути к духовному восхождению и спасению души. И вот уже пятнадцать веков преподобный через свою «Лествицу...» поучает людей правильной духовной жизни.
– Если православные христиане хорошо знают святителя Григорию Паламу и преподобного Иоанна Лествичника, читали их жития, то невоцерковленные люди в большинстве своем о них даже не слышали. А вот преподобную Марию Египетскую знают, наверное, все!
– Память этой великой святой Церковь празднует 14 апреля, но кроме этого, ее особо вспоминают в пятое воскресенье Великого поста и в четверг следующей за этим воскресным днем седмицы, когда во время совершения канона преподобного Андрея Критского читается ее житие. Эта служба называется «Мариино стояние».
Мы вспоминаем Марию Египетскую как пример того, что для каждого человека доступно спасение, даже если он находится на самом дне. Милости Божией нет предела. Но от человека требуется проявить решимость раз и навсегда порвать с грехом. Преподобная Мария видела смысл своей жизни в удовлетворении греховных потребностей плоти, и целенаправленно следовала этим путем, пока Господь не открыл ей глаза на ее жизнь. С этого момента она удалилась в пустыню, где семнадцать долгих лет страдала от дневной жары, ночного холода, голода и тяжких искушений. И все это ради того, чтобы искупить грех. Пресвятая Богородица не оставляла ее на этом пути, поддерживала, укрепляла, потому что страдания, которые претерпевала Мария, были не под силу человеку. Но и покаяние ее было велико. И как следствие, она достигла самых вершин святости.
Так и нам, взирая на подвиг преподобной Марии Египетской, нужно стремиться к поставленной цели, не бояться, не отчаиваться, не впадать в уныние, смело идти путем Великого поста, призывая на помощь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь.
– И, наконец, шестая неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
– Если уж быть совсем точным, то Великий пост заканчивается в пятницу, накануне Лазаревой субботы. Однако в сознании людей, и Лазарева суббота, и Вход Господень в Иерусалим связаны с Великим постом. Тем более что дни эти все равно постные, хотя Церковным Уставом и предусмотрено послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушать икру, а в сам праздник Входа Господня в Иерусалим – рыбу. В субботу священнослужители меняют облачение: вместо темных, «постных», риз надевают белые. А в воскресенье белые ризы заменяют зелеными. Таков цвет этого праздника.
Название воскресного дня исходит от известного евангельского события, в это день Господь на осляти въезжал в Иерусалим. Праздник радостный и трагичный одновременно: народ ликовал, встречая Царя Освободителя от римского владычества, восклицал «Осанна!», но очень скоро эти же люди стали кричать «Распни Его!». Таким образом, Вход Господень в Иерусалим – это Его путь на Крестные страдания. Но богослужение дня – праздничное и торжественное, потому что Господь взял на себя грехи всех людей и принес за них Искупительную Жертву на Кресте. Тем самым Он победил и смерть, которая является следствие греха. Теперь каждый человек может рассчитывать на жизнь вечную.
Дмитрий Кокоулин