Святитель Макарий (Невский)
Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) – митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».
Будущий святитель родился в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский.
По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 г. в звании учителя и миссионерского сотрудника. Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарёва), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарёв) (1792-1847), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив, таким образом, начало их письменности. В честь него алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием».
Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник всё свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан. Нередко отец Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда отец Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.
Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке Литургия святителя Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению, Последование Святого Крещения и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг была переведена отцом Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности.
Назначенный в 1865 г. начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И. Ильминского. В 1868-1869 гг. отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке.
По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной.
В 1871 г. иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 г. стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев.
В 1883 г. отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 1884 г. рукоположен в епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.
После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры святитель Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем.
У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.
Постановлением от 20 марта 1917 г. Священный Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Священного Синода В.Н. Львова. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой Лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.
В 1920 г. владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 г. по предложению Святейшего Патриарха Тихона святителю Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.
В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни, владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви с. Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря.
В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.
В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах, 1875–1940 гг., канонизирован в 2004 г.
Преподобномученик Валентин родился 2 августа 1875 года в Калужской губернии в семье крестьянина Иакова Лукьянова и в крещении наречен был Василием. Образование он получил в церковноприходской школе; женился, и у них с женой родилось трое детей, но вскоре после рождения последнего ребенка Василий овдовел. В 1906 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру и 26 мая 1908 года был зачислен в нее послушником; как имеющий прекрасные музыкальные и певческие дарования, он был определен на клирос. 7 ноября 1915 года Василий был пострижен в монашество и наречен Валентином.
В 1920 году Лавра была закрыта безбожниками, часть братии осталась в ней сторожами, другие разошлись по храмам Сергиева Посада. Монах Валентин стал служить псаломщиком в Пятницкой церкви, где настоятелем был в то время архимандрит Вассиан (Пятницкий). В марте 1920 года настоятель и приходской совет Пятницкой церкви ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о зачислении монаха Валентина на должность псаломщика к Пятницкой церкви и рукоположении его в сан иеродиакона. Патриарх Тихон запросил мнения наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова); тот ответил, что не возражает против зачисления монаха Валентина псаломщиком, но согласиться с его рукоположением во иеродиакона не считает возможным.
В сентябре 1920 года архимандрит Вассиан вновь обратился к Патриарху с ходатайством, в котором писал, что в приходе, который он возглавляет, «много совершается различных треб как в церкви, так и в домах прихожан, и совершать все эти требы приходится... одному, что при болезненном состоянии моем для меня весьма тяжело... Я имею смелость возобновить мое ходатайство о монахе Валентине, который, не будучи официально причислен к причту нашей церкви, в течение всех минувших летних месяцев добровольно, усердно, аккуратно и безмездно принимал участие (в качестве чтеца и певца) в совершении как службы, так и треб...».
Патриарх согласился удовлетворить ходатайство и 20 сентября 1920 года в крестовой церкви Троицкого подворья рукоположил монаха Валентина во иеродиакона к Пятницкой церкви, где он прослужил до ее закрытия. Рукоположенный во иеромонаха 26 ноября 1923 г., он до 1930 года служил в Николаевском храме в городе Наро-Фоминске, а после его закрытия в храме в городе Кунцево.
26 января 1933 года власти города Кунцева объявили о закрытии последнего храма в городе. Верующие не согласились с этим решением и направили во ВЦИК ходатайство об отмене незаконного решения, под прошением подписались тысячи жителей города. «Храм наш, бывший ранее сельским, – писали они, – войдя с преобразованием Кунцева в город в черту последнего, в настоящее время является храмом городским. После закрытия в 1929 году Серафимовской церкви и в 1932 году Старо-Кунцевской... храм наш остается в городе Кунцеве единственным... и один обслуживает его население в несколько десятков тысяч человек. Мособлисполком, не учтя всего этого, закрытием нашего храма... оставляет город Кунцево совсем без храма и тем ставит жителей города в крайне ненормальное положение в отношении религиозных нужд...
Мособлисполком, постановляя закрыть наш храм, упустил из виду одно, в высшей степени существенное обстоятельство, именно то, что при храме отведенное Кунцевским горсоветом кладбище – одно для всего города, обслуживающее его многотысячное население. Закрыть при таких условиях храм... это значит отнять у жителей города Кунцева возможность совершать молитвенные обряды при погребении умерших, которые так дороги для верующих, лишение которых было бы для них чрезвычайно болезненно...
Исполнительный орган общества верующих... просит Всероссийский центральный исполнительный комитет постановление Мособлисполкома о закрытии... храма отменить и оставить его в пользовании жителей города Кунцева как единственно пригодный и незаменимый другим храмом для удовлетворения их религиозных потребностей».
Власти отказались исполнить просьбу верующих, закрыли храм, а вместе с ним закрыли и кладбище. После закрытия храма отец Валентин перешел служить в Николаевский храм в селе Ромашково.
26 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили двух дежурных свидетелей, жителей города Кунцево, один из которых показал, что отец Валентин в один из июньских дней 1937 года беседовал с женщинами и сначала читал им какую-то религиозную книгу, а затем разъяснял; в разговоре он заявил, что мы живем теперь в такой период времени, когда православная вера и духовенство у советской власти не в почете. Коммунисты направляют все усилия к окончательному разгрому Православной Церкви, но верующие всеми способами должны этому противодействовать, распространяя слово Божие среди своих знакомых, укрепляя веру с надеждой на то, что этому тиранству придет конец.
В этот же день отец Валентин был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен.
27 ноября следствие было закончено, и 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Валентина к десяти годам заключения. Иеромонах Валентин (Лукьянов) скончался 1 июня 1940 года в исправительно-трудовом лагере в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле.
Священномученик Илия Березовский, пресвитер, 1890–1938 гг., канонизирован в 2000 г.
Священномученик Илия (Илья Яковлевич Березовский) родился 20 июля 1890 года в селе Гляден Томского уезда Томской губернии Алтайского горного округа. Отец Илия был арестован в 1933 году и выслан в Казахстан. 14 декабря 1937 года он снова был арестован Каскеленским отделом НКВД и обвинен в том, что среди населения села Чемолган Каскеленского района вел агитацию за создание церковной общины и открытие церкви.
1 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Илию к расстрелу. Священник Илия Березовский был расстрелян 3 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Священномученики Михаил Пятаев и Иоанн Куминов
Пресвитер Михаил Пятаев, 1891–1930 гг., канонизирован в 2000 г. Родился в Пензенской губернии. Женился и в 1917 году с женой переехал в Омск. До 1921 года служил в Омске, а затем был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярка (ныне – на территории Кыштовского района Новосибирской области). 8 января 1930 года арестован и отправлен в тюрьму в город Каинск (ныне – г. Куйбышев Новосибирской области). Священник Михаил Пятаев был расстрелян 28 февраля 1930 года в тюрьме г. Каинска.
Пресвитер Иоанн Куминов, 1877–1930 гг., канонизирован в 2000 г. Родился в Омской области. В 1922 году рукоположен во священника. Служил в храмах Омской епархии. В 1928 году направлен в Богоявленский храм села Малокрасноярка, где служил вторым священником. 8 января 1930 года был арестован вместе с настоятелем храма и заключен в тюрьму г. Каинска. Был расстрелян 28 февраля 1930 года вместе со священником Михаилом Пятаевым.
Священномученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин
Пресвитер Николай Ермолов, 1874–1937, канонизирован в 2002 г. Родился в Самарской губернии. В 1900 рукоположен во священника. В ноябре 1919 году отец Николай с семьей вместе с отступающей Белой армией отправился в Сибирь, где жил его брат. Служил в селах Мошковского и Тогучинского районов нынешней Новосибирской области. В 1924 году отец Николай был назначен настоятелем Никольской церкви с. Ордынское Новосибирской губернии. В 1928 году был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Ордынского округа. 27 июля 1937 года он был арестован в составе большой группы священнослужителей Новосибирской области, 27 сентября 1937 года он был этапирован в тюрьму г. Новосибирска. 1 октября 1937 года Особой тройкой НКВД по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 26 октября 1937 года в Новосибирске. Погребен в общей безвестной могиле.
Пресвитер Иннокентий Кикин, 1878–1937 гг., канонизирован в 2002 г. Родился в Каинском округа Томской губернии. В 1910 году рукоположен во священника и назначен настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома с. Нижнекаменского Барнаульского уезда Томской губернии (ныне Нижнекаменка Ордынского района Новосибирской области). 28 июля 1937 г. арестован в составе группы священников и мирян во главе с протоиереем Николаем Ермоловым. 1 октября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорен к расстрелу вместе с протоиереем Николаем Ермоловым. Расстрелян 26 октября 1937 года в Новосибирске, погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Димитрий Семёнов, пресвитер
Родился в 1873 г. в семье священника с. Бешпагир Ставропольской губернии. После окончания третьего класса Ставропольской духовной семинарии два года был учителем
в дирекции народных училищ. В 1896 г. принял священный сан, более 12 лет служил диаконом и преподавал в с.Винодельном (ныне Ипатово) и Новоселицком.
В период активного переселения в Сибирь в ходе столыпинской аграрной реформы одним из первых на Ставрополье ходатайствовал о переводе в Томскую епархию. В 1909 г. рукоположен во священника Михаило-Архангельской церкви с.Таскаевского Каинского уезда, где вскоре построил прекрасное здание школы. Был награжден за заслуги по церковно-школьному делу. Вернувшись в 1913 г. на родину, до июня 1918 г. служил в Крестовоздвиженской церкви с.Бешпагир.
Когда села захлестнуло насилие и попрание христианских нравственных норм, оставался совестью народа, говоря
в проповедях, что «разбой – это преступление».
14/27 июня 1918 г. к нему в дом пришли красноармейцы. Он их накормил, а через полчаса был арестован. После пыток и издевательств его вывели за село. Помолившись, пастырь принял смерть от шашек палачей. Хоронить его запретили, но после ухода красноармейцев почти все село вышло проводить мученика.
После разрушения Крестовоздвиженской церкви могила отца Димитрия была утрачена. 25 августа 2022 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
День памяти - 14/27 июня
Поделиться публикацией: