Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Иерей Димитрий Полинкевич: «Живем насыщенной, активной, полноценной жизнью»

18.04.2018 20:26:00
Иерей Димитрий Полинкевич: «Живем насыщенной, активной, полноценной жизнью»

Епархиальному обществу трезвости в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» исполнилось пять лет

До революции обществами трезвости никого нельзя было удивить. Они организовывались во многих городах и весях, причем Церковь всесторонне поддерживала трезвеннические движения на местах. Наверное, самыми известными проповедниками трезвости были преподобные Феофан Вышинский, Амвросий Оптинский, священномученик Владимир (Богоявленский), пострадавший за веру в 1918 году. Трезвенническое движение активно поддерживали славянофилы Аксаковы, литературный критик Добролюбов, писатель Достоевский, хирург Пирогов и другие известные сторонники трезвости. В атеистическом государстве, которым Россия стала после октябрьского переворота, борьбе с пьянством и алкоголизмом тоже уделялось большое внимание, в том числе создавались и общества трезвости, однако их популярность (а может и распространенность), по-видимому, была не столь высокая.

В последнее время об обществах трезвости заговорили вновь, эта тема все больше интересует средства массовой информации.

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» иереем Димитрием Полинкевичем.

– Батюшка, в этом году Епархиальному обществу трезвости исполнилось пять лет. Поздравляем!

– Спаси, Господи!

– А как всё начиналось?

– Идея принадлежит бывшим насельникам Епархиального центра реабилитации наркозависимых. Во время своего пребывания в центре они пришли к Богу, начали воцерковляться, полюбили богослужение. Сейчас они не мыслят себя вне Церкви. Исходя из своего внутреннего опыта, прислушиваясь к своему душевному состоянию, эти люди пришли к выводу, что общество трезвости, созданное в Епархии при каком-либо из приходов, будет способствовать еще большему утверждению некогда зависимых людей в трезвости.

– То есть речь сразу шла именно о православном обществе трезвости?

-Да, именно православном. На каком бы высоком уровне ни проводилась психологическая и социальная реабилитация зависимых людей, без духовной поддержки достичь полноценного восстановления невозможно. И в позапрошлом веке, кстати, это хорошо понимали, именно поэтому общества трезвости организовывали преимущественно при церковных приходах.

– А почему Владыка Тихон назначил Вас руководителем общества трезвости?

– Наверное, потому, что я не употребляю спиртных напитков. Вообще. У меня не было проблем с алкоголем, я не был созависимым (так называют людей, в семье которых кто-то страдает алкогольной или наркотической зависимостями), я просто не употребляю алкоголь. Мне это не нужно. Мне это не интересно. Мне это не полезно. Потому что я люблю здоровый и активный образ жизни, и я за трезвое общение. Я хочу трезво смотреть на вещи.

– А я полагал, что бывшим зависимым людям важнее общение с такими же, как они, бывшими зависимыми, которые однажды раз и навсегда смогли побороть в себе страсть.

– Поскольку проблема негативных зависимостей имеет сугубо духовные корни, то исходя из элементарных логических соображений, люди, страдающие ими, должны получать духовную помощь. Поэтому руководителями или духовниками обществ трезвости становятся священнослужители. Священник должен объяснить, что – да, наркомания, алкоголизм в медицине считаются неизлечимыми заболеваниями, но что невозможно человеку, то возможно Богу. И укрепить в вере во Христа, через Которого возможно обрести полную трезвость.

– И много желающих стать членами общества трезвости?

– Немало. Причем одна очень важная деталь: приходят к нам не только бывшие зависимые, которым вообще нельзя пить, потому что у них высок риск рецидива, и не только их родственники, которые таким образом решили поддержать родного человека (здесь уместно напомнить слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается или соблазняется…»), но и убежденные трезвенники. Среди последних много молодых людей, у которых никогда не было проблем с алкоголем.

– А нет ли в полном отказе от алкоголя у людей, не страдающих зависимостью от него и не являющихся созависимыми, некоторого перебора, что ли? Ведь вот и пророк и царь Давид говорит, что вино веселит сердце человека, и апостол Павел рекомендует своему сподвижнику Тимофею пить немного вина, чтобы не болеть часто… И еще где-то в Священном Писании говорится о пользе вина – в разумных, конечно, пределах.

– Умеренное винопитие, о котором упоминается в Священном Писании, может, и является в некотором смысле утешением, и веселит сердце, и придает телу некоторые силы, но оно точно не способствует духовному развитию человека. Вспомним, святой пророк Иоанн, Креститель Господень, считающийся покровителем монашества, никогда не пил вина и секиры, и многие монастырские уставы предписывали не пить вина. Вино расслабляет дух человека, способно приводить к духовной беспечности. Это опасно, ибо сказано Апостолом: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».

Что же касается убежденных трезвенников, то помимо того, что им не нравится состояние опьянения, некоторым из них спиртные напитки еще и неприятны на вкус. А чтобы у человека сформировалась вкусовая привычка, нередко нужно в течение какого-то времени употреблять продукт через не хочу. Ну и зачем это нужно?

– Я слышал, что в вашем обществе дают какие-то обеты. Расскажите об этом.

– У нас существует традиция обетов трезвости. Человек при свидетелях, которыми являются члены общины, даёт обещание Богу не пить, не курить, не сквернословить. Затем в молитве испрашивает у Господа поддержки на трезвенническом пути. Если совсем коротко, то молитвенное действо напоминает таинство Крещения: «Отрекаешься?» «Отрекаюсь». «Сочетаешься?» «Сочетаюсь». Обеты даются на полгода, год, три года, пять лет, на всю жизнь. И всё это время члены общины молятся друг за друга. Обет – это как выбор направления: я принимаю обет и, значит, выбираю трезвую жизнь.

– И вот так любой может прийти к вам и принять обет?

– Нет, ну мы должны же хотя бы немного знать этого человека. Например, желание принять обет трезвости может прийти по горячности, ничего доброго от такого безрассудного движения души ждать не приходится. Нужно время, чтобы всё спокойно взвесить, подойти к обету с рассуждением. Это дело очень серьезное.

– А не появляются ли в общине какие-либо недопонимания между зависимыми, созависимыми и убежденными трезвенниками?

– Все члены общества равны между собой. Мы – единомышленники. У нас даже трезвенники принимаю обеты трезвости…

– А им-то это зачем?!

– Да чтобы показать своё единство со всеми остальными. Чтобы не было вот этого самого разделения. Все едины на трезвенническом пути. Различие лишь в том, что кто-то только-только встал на него, кто-то уже идёт, а кто-то всегда пребывал в трезвости. Но все находятся на одном поприще. И те, кто давно в общине, и особенно те, кто никогда не употреблял алкоголь – они делятся с новичками своей трезвостью, своим трезвым взглядом на мир, раскрывают всю красоту трезвости. И конечно, ни высокомерия, ни надменности в трезвости быть не должно.

– Чем живёт община?

– Насыщенной, активной, полноценной жизнью. При Александро-Невском соборе мы создали группы поддержки, на которых в определенные дни встречаемся с зависимыми людьми, с их родственниками, проводим беседы, рассказываем о трезвой жизни – насколько она интересна и хороша. У нас есть евангельская группа – здесь мы читаем Святое Евангелие с толкованием святых отцов. По субботам собираемся в Александро-Невском соборе на общий молебен, в воскресный день молимся за Божественной литургией в храме во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского на Восточном посёлке, 13а.

Общество трезвости является организатором в Новосибирске Всероссийского Дня трезвости. Мы показываем, как живут, как умеют праздновать трезвые люди. На День трезвости приходит масса людей, и многие задерживаются, потому что им здесь интересно. У них рушатся стереотипы, что, мол, какой праздник без вина, это не наша культура. А вот – посмотрите! Как не наша культура? Традиционные русские танцы, песни, народные забавы, показательные выступления атлетов из различных спортивных федераций, ярмарка народных промыслов, военно-полевая кухня, чаепитие с бубликами… Это всё наша русская трезвая культура!

Мы тесно сотрудничаем с добровольческими движениями, сестричествами, помогаем детям-сиротам, инвалидам, пациентам больничных стационаров, людям, оказавшимся без крова. Как видите, нашу жизнь беззаботной не назовешь.

– Отец Димитрий, мы с вами говорим о трезвости как полном отказе от употребления спиртных напитков. Но само понятие «трезвость» куда более широкое…

– Конечно. Можно не пить, не курить, не сквернословить, и при этом опьяняться властью, работой, быть эгоистичным, злорадным, завистливым, гневливым. Или использовать трезвость для психотренинга личностного роста, как сейчас модно говорить. Однако в нашем случае отказ от вина – это не трезвость ради трезвости, но это один из важных инструментов, позволяющих человеку находиться в духовном тонусе, жить трезвой жизнью во Христе. То есть всё равно необходимо воцерковление, участие в богослужениях, церковных таинствах. Мы православные христиане, и на первом месте у нас Христос, наше зеркало – Евангелие, с ним мы согласуем все наши действия. В этом случае трезвость приобретает совершенно иной, глубокий смысл. Это уже трезвение, то есть духовное бодрствование – еще одна христианская добродетель, которая наравне с другими добродетелями, как то: верой, надеждой, любовью, целомудрием, кротостью и прочими – позволяет преодолеть скорбный земной путь и достичь Царствия Небесного. 

Дмитрий Кокоулин

Опубликовано: 18.04.2018

Поделиться новостью:

Новости

Состоялась презентация сборника "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири"

27 марта в выставочном зале государственного архива Новосибирской области состоялась презентация сборника документов "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири (1920-1953 гг.&#... 

В Вознесенском соборе совершен молебен для военнослужащих Сибирского округа войск Национальной гвардии

27 марта, в день войск национальной гвардии РФ, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил молебен для воинов Национальной гвардии России в Вознесенском кафедральном соборе. За богослужением... 

Митрополит Никодим поздравил работников культуры с профессиональным праздником

25 марта в государственном концертном зале им. А.М. Каца состоялось торжественное собрание, посвященное всероссийскому Дню работника культуры. С приветственным словом к участникам собрания обратился м... 

В Свято-Владимирской гимназии состоялся тематический урок "Разговор о важном"

В православной гимназии во имя святого равноапостольного князя Владимира офицеры Росгвардии провели занятия "Разговоры о важном", посвященные военно-патриотическому и духовно-нравственному в... 

В храмах Монастырского благочиния прошли просветительские мероприятия в рамках Дня православной книги

По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в храмах и монастырях Новосибирской епархии прошли мероприятия, приуроченные празднованию Дня православной книги.  

Система Orphus