Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Благодатный огонь – предтеча Пасхальной радости

18.04.2014 12:24:00
Благодатный огонь – предтеча Пасхальной радости

Ежегодно в Великую Субботу перед православной Пасхой в иерусалимском храме Воскресения Христова на Гроб Господень сходит Святой, или Благодатный, огонь. Из Иерусалима огонь доставляется по всему миру – от крупных городов до небольших сел.

И новосибирцы уже привыкли, что в среду Светлой седмицы Благодатный огонь торжественно встречают в Столице Сибири. А впервые это радостное событие случилось в 1997 году, когда от Новосибирской Епархии за благодатным огнем отправилась делегация из священнослужителей и мирян. Сегодня об этой поездке вспоминает протоиерей Георгий Патрин, секретарь Новосибирского Епархиального Управления и клирик Вознесенского кафедрального собора.

- В 1997 году, когда Вы были в Иерусалиме на схождении Благодатного огня, это была Ваша первая поездка на Святую Землю?

- Нет, впервые я побывал в Израиле в 1994 году. Тогда Святую Землю посетила совместная делегация Новосибирской Епархии, Администрации Новосибирской области, ученых, предпринимателей и творческой интеллигенции. Возглавляли эту делегацию Управляющий Новосибирской Епархией Епископ Новосибирский и Томский Тихон (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) и глава Администрации Новосибирской области Индинок Иван Иванович.

Во время этого паломничества несколько сотрудников Администрации приняли святое Крещение в храме во имя святой Марины Магдалины на участке Русской Духовной Миссии в Магдале, а во время ночной Литургии в храме Воскресения Христова в Иерусалиме все участники делегации исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.

- В 1997 году Вы были уже не просто паломником - Вам предстояло доставить Благодатный огонь в Новосибирск. Расскажите, долго ли ждали момента схождения Благодатного огня в Иерусалимском храме? Как проходило ожидание? С какими людьми встречались? Были ли интересные знакомства?

- Ни одно событие богослужебной жизни православного Иерусалима так не притягивает паломников, как схождение Благодатного огня. В Великую Субботу в храм Гроба Господня стекаются тысячи верующих – более 20 тысяч человек вмещает сам храм, а во дворе и близлежащей территории насчитывается около 50 тысяч.

В храме Гроба Господня мы находились примерно с 19 часов вечера Великой Пятницы до 14 часов Великой Субботы. Перед тем как поехать в храм мы взяли с собой из гостиницы Горненского женского монастыря (в которой проживали все время нашего пребывания на Святой Земле) покрывала с кроватей, приобрели для себя около храма пластиковые стулья, которые потом подарили престарелым паломникам. Сначала заняли места непосредственно около Кувуклии (Кувуклия – это храм-часовня над самим Гробом Господнем). Однако около часа ночи израильские полицейские попросили всех уйти с этого очень удобного места. После долгих поисков мы устроились в греческом храме на Горнем месте в алтаре. Там мы были и во время схождения Благодатного огня. Время ожидания схождения тянулось как никогда долго; к тому же в храме ночью было холодно – вот здесь нам и пригодились покрывала из гостиницы.  

Во время ожидания в алтаре встретились с большой группой паломников-священнослужителей из Кемеровской епархии, которая некогда входила в очень большую Новосибирскую Епархию; также я в алтаре с радостью встретился с моим однокашником по Ленинградской Духовной Семинарии протоиереем Василием Бринзеем, клириком Днепропетровской епархии.

- Ваши ощущения в момент схождения Благодатного огня? Какими были эмоции окружающих людей?

- Незадолго до схождения огня, которое обычно происходит с 13.00 до 14.00 по местному времени в храме гасятся все лампады и через некоторое время в храме не остается ни одного горящего огонька.

Человек, являющийся впервые свидетелем этого удивительного события, сначала не может поверить, что присутствует при реальном чуде, возникающие в воздухе вспышки света, он принимает за фотовспышки. Однако приглядевшись, понимает, что эти всполохи являются таинственными зарницами будущего огня.

Атмосфера в храме постепенно накаляется, что выражается нарастанием шума и гула. Совершенно непривычным образом для нашего восприятия выражают свои чувства местные православные арабы. «Наша вера – правая, наша вера - Православная», - шумно кричат они, и при этом стучат в барабаны, свистят и танцуют – так непосредственно и искренне они проявляют свою радость от предстоящей встрече с Господом. В то время, когда духовенство трижды обходит Кувуклию, пространство храма продолжает освещаться яркими, мощными и неожиданными вспышками света; к Кувуклии приближается. 

Патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор - только по молитве православного первоиерарха сходит Благодатный огонь. Патриарх с пучками свечей входит в Гроб Господень; напряженное ожидание присутствующих в храме людей в этот момент достигает своего предела. Каждый паломник поднимает вверх пучки свечей. Внутреннее состояние в этот момент трудно описать… Наконец, словно яркой вспышкой освещается внутренность Гроба Господня. «Свет!» - в радостном восторге восклицают люди. Патриарх, выходя из Кувуклии, осеняет радостных паломников двумя большими пучками горящих свечей. Торжественно и громко звонят колокола; весь храм в течение нескольких мгновений превращается в один пылающий подсвечник, необыкновенное воодушевление охватывает всех находящихся в храме – кругом крики ликования и почти Пасхальной радости. Протоиерей Александр Новопашин подносит горящий пучок свечей к лицу и умывается Благодатным огнем, я снимаю всё это на камеру и фотоаппарат. Потом и я вставляю свою руку (именно вставляю) в горящий пучок из 66 свечей (2 пучка по 33 свечи; 33 свечи – по числу лет Спасителя) и понимаю почему огонь называется Благодатным – ощущаешь только теплое прикосновение и отсутствие жжения. Это же чувство я испытал когда через несколько дней я рассказывал в Вознесенском кафедральном соборе о нашей поездке в Иерусалим и также вносил руку в пламя.

5.jpg

- В 1997 году Благодатный огонь впервые был привезен в Новосибирск. Расскажите, как происходила перевозка? Были ли тогда уже специальные фонари или свечи для таких случаев? Не было ли проблем с авиакомпаниями? Как Вас встречали в Новосибирске?

- Идею привезти в Новосибирск Благодатный огонь высказал прихожанин Александро-Невского собора Новосибирска Андрей Владимирович Ерин незадолго до начала Великого поста 1997 года.

Управляющий Новосибирской Епархией Епископ Новосибирский и Бердский Сергий эту идею одобрил и определил состав делегации: протоиерей Александр Новопашин, А.В. Ерин и я. Владыка вызвал нас к себе, рассказал с какими трудностями ему пришлось столкнуться самому при доставке Благодатного огня в Москву в 1991 году и показал свой фонарь.

На ЗАО «Новосибирский завод ПЛАСТМАСС» мы заказали несколько светильников по образцу светильника Владыки Сергия. Андрей Владимирович Ерин обратился в руководство авиакомпании «Сибирь» с просьбой о беспрепятственной перевозке огня на борту их лайнера. Авиакомпания выдала нам письменный документ о том, что берет на себя всю ответственность за провоз огня и обещает всяческое содействие в прохождении осмотра и таможни в Тель-Авиве в аэропорту «Бен-Гурион»; к слову сказать, помощь представителя авиакомпании Сибирь в Израиле в аэропорту нам очень пригодилась (кто хоть раз побывал в этом аэропорту, знает, что там строжайший контроль при прохождении осмотра перед полетом, а тут ещё открытый огонь!). Обратный полёт из Израиля в Новосибирск прошел хорошо – пилоты нас пустили в кабину, мы их поздравили с праздником Святой Пасхи, раздали им и стюардессам пасхальные сувениры.

По прилету в Новосибирск быстро прошли пограничный и таможенный контроль и вышли из здания аэропорта «Толмачёво» на улицу, где нас встретило духовенство и миряне Новосибирской Епархии, представители местного телевидения взяли интервью о нашем паломничестве.

Представители других Епархий сибирского региона приезжали к нам в Новосибирск, чтобы получить частичку Благодатного огня для своих Епархий.

- Спустя более 15 лет после поездки, что ярче всего осталось в памяти? Удалось ли Вам во время того паломничества посетить ещё и другие кроме Иерусалима места Святой Земли?

- Более всего врезалось в память следующее: храм Воскресения Христова полный огня и почти Пасхальная радость в момент схождения Благодатного огня у всех присутствующих паломников, а также Пасхальная Божественная литургия в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в которой протоиерей Александр Новопашин и я приняли участие.

Возвращались обратно в Новосибирск прямым рейсом авиакомпании «Сибирь», которая совершала свои полеты в Новосибирск из «Бен-Гуриона» один раз в неделю (по четвергам), поэтому с Великой Субботы до четверга Светлой седмицы мы располагали несколькими свободными днями. За это время мы побывали в Вифлееме, на Святой горе Фавор, в Файфе и в других местах. При этом с нами всегда был один светильник с необходимым запасом масла, два других светильника (горящих) мы оставляли всегда в гостинице. Особенно же мне запомнилось посещение двух святых мест Иерусалима – это место Вознесения Господня и монастырь Креста. По предложению протоиерея Александра Новопашина мы попытались сделать восковой слепок с отпечатка ноги Спасителя с места его Вознесения; несмотря на очень активные протесты хозяина этого места (мусульманина), нам все-таки удалось сделать слепок и доставить его целым в Новосибирск; в настоящее время новосибирцы имеют возможность приложиться к нему в Александро-Невском соборе.

Монастырь Креста расположен в красивой зеленой долине на западе Иерусалима, снаружи монастырь выглядит как неприступный старинный средневековый замок. По преданию монастырь был построен на месте, где росло древо Животворящего Креста Господня. На стенах монастырского храма изображена история этого древа, которое чудесным образом срослось из трех деревьев – кедра, кипариса и певка (сосны). В конце 12 века в Иерусалим прибыл грузинский поэт Шота Руставели с целью отремонтировать монастырь Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания на Святой Земле. Шота Руставели изображен на одной из храмовых колонн между изображениями гимнографов преподобного Максима Исповедника и преподобного Иоанна Дамаскина; на середине храма стоит крест высотой около двух метров, инкрустированный перламутром.

В заключение мне хотелось бы отметить, что на протяжении всего нашего пребывания на Святой Земле мы чувствовали обильную помощь Божию и то, что за нас молятся новосибирцы о благополучном завершении нашего паломничества по доставке впервые в Сибири в град Новосибирск частички Благодатного огня от Гроба Господня.  

Лилия Ткаченко, фото из личного архива прот. Георгия Патрина

Опубликовано: 18.04.2014

Поделиться новостью:

Новости

Состоялась презентация сборника "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири"

27 марта в выставочном зале государственного архива Новосибирской области состоялась презентация сборника документов "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири (1920-1953 гг.&#... 

В Вознесенском соборе совершен молебен для военнослужащих Сибирского округа войск Национальной гвардии

27 марта, в день войск национальной гвардии РФ, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил молебен для воинов Национальной гвардии России в Вознесенском кафедральном соборе. За богослужением... 

Митрополит Никодим поздравил работников культуры с профессиональным праздником

25 марта в государственном концертном зале им. А.М. Каца состоялось торжественное собрание, посвященное всероссийскому Дню работника культуры. С приветственным словом к участникам собрания обратился м... 

В Свято-Владимирской гимназии состоялся тематический урок "Разговор о важном"

В православной гимназии во имя святого равноапостольного князя Владимира офицеры Росгвардии провели занятия "Разговоры о важном", посвященные военно-патриотическому и духовно-нравственному в... 

В храмах Монастырского благочиния прошли просветительские мероприятия в рамках Дня православной книги

По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в храмах и монастырях Новосибирской епархии прошли мероприятия, приуроченные празднованию Дня православной книги.  

Система Orphus