Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Митрополит Никодим возглавил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе

08.02.2020 20:05:00
Митрополит Никодим возглавил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе 8 февраля, в канун празднования собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим возглавил всенощное бдение в главном соборе столицы Сибири. 

Жизнь Церкви христианской с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Русская Православная Церковь пережила неслыханные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову в XX веке. Множество иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в тюрьмах, лагерях и ссылках. Они умирали с верой, с молитвой, с покаянием на устах и в сердце. Новый сонм российских мучеников и исповедников за веру Христову возглавил святой Патриарх Тихон, сказавший об эпохе, в которую довелось ему жить и нести тяжкий крест патриаршества: «Ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово…» 

Святейший Патриарх призывал стоять неколебимо за веру православную: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с Собою словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?”» (Рим. 8, 35). 

Русская Православная Церковь благоговейно хранит память о подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян; вместе с Царской семьей они засвидетельствовали свою веру и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти: «Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14, 8). 

Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов. Возлюбив Господа и Его спасительные заповеди всем сердцем, всей душой, всею крепостию, всем разумением (Лк. 10, 27), они сделались столпами веры Святой Церкви. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором закалился дух верных чад Церкви Русской, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. 

 

На Юбилейном Архиерейском соборе 13-16 августа 200 года было принято решение о канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, названных по именам и неназванных, но ведомых Богу, пострадавших за веру Христову в годы гонений. 

19 августа 2000 года, в день престольного праздника нижней церкви Храма Христа Спасителя, после Божественной литургии из всех московских церквей по улицам Москвы потекли к нему крестные ходы с молитвой, пением и колокольным звоном. В этот день Святейший Патриарх Алексий II с сонмом архиереев Русской Православной Церкви и предстоятелями Поместных Церквей совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя. На следующий день, 20 августа, в нем же состоялось прославление Собора святых новомучеников и исповедников Российских. 

В сонме новомучеников – известные всем святые и множество страдальцев, оставшихся неназванными. Миллионы жителей нашей страны, принадлежащие к православному исповеданию, приняли страдания: были застрелены за околицей родного села, умерли в спецпереселенческих земляных ямах, исчезли в подвалах и лабиринтах тюрем, скончались во всех уголках бескрайнего ГУЛАГа и в бесприютных ссылках. Кто из них пострадал за веру и пополнил воинство святых – это тайна Божия, но ее завесу приоткрывает время – имена новомучеников продолжают выявляться. 

Икона «Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных» стала олицетворением подвига, совершенного Русской Церковью в XX веке. Была избрана древняя каноническая форма церковной живописи, являющая преображенный мир, новое небо и новую землю, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». 

На среднике иконы изображены новомученики во славе у Престола Божия на фоне Храма Христа Спасителя. 

Святые предстоят Престолу Божию, одетому в Пасхальное облачение, на котором предлежит Евангелие, раскрытое на словах: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10, 28). Во главе святых – Патриарх Тихон и его ближайшие сподвижники, святителя Русской Церкви – священномученик Петр, митрополит Крутицкий, священномученик Кирилл, митрополит Казанский, и священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский, над ними ряды других святителей, сохранивших верность Христу. В центре композиции – Царственные страстотерпцы в византийских далматиках, олицетворяющие идею христианского царства. Крест на фоне царства указывает на мученический подвиг изображенных на иконе святых, на торжество Церкви над грехом через крест Христов. В соответствии с традицией, множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов и уходящих в бесконечность. 

Клейма, повествующие о страданиях святых по всей Русской земле – от Заполярья и Соловков до Казахстанских степей – окружают средник. Силы зла на клеймах олицетворяются изображениями воинов, исполняющих обязанности палачей. Болотисто-землистый цвет их формы в отличие от светлых облачений святых ассоциируется с темными демоническими силами; остроконечные шлемы первых лет революции на головах солдат – с безбожной властью, воюющей против Церкви. 

Икона написана в иконописных мастерских Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. 

Святейший Патриарх Алексий II, приняв икону из рук ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова, участвовавших в создании композиции иконы, благословил собравшихся в Храме Христа Спасителя. С этого дня образ занял в храме свое постоянное место, проповедуя новым поколениям правду о страданиях за веру Христову. 


Опубликовано: 08.02.2020

Поделиться новостью:

Новости

Состоялась презентация сборника "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири"

27 марта в выставочном зале государственного архива Новосибирской области состоялась презентация сборника документов "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири (1920-1953 гг.&#... 

В Вознесенском соборе совершен молебен для военнослужащих Сибирского округа войск Национальной гвардии

27 марта, в день войск национальной гвардии РФ, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил молебен для воинов Национальной гвардии России в Вознесенском кафедральном соборе. За богослужением... 

Митрополит Никодим поздравил работников культуры с профессиональным праздником

25 марта в государственном концертном зале им. А.М. Каца состоялось торжественное собрание, посвященное всероссийскому Дню работника культуры. С приветственным словом к участникам собрания обратился м... 

В Свято-Владимирской гимназии состоялся тематический урок "Разговор о важном"

В православной гимназии во имя святого равноапостольного князя Владимира офицеры Росгвардии провели занятия "Разговоры о важном", посвященные военно-патриотическому и духовно-нравственному в... 

В храмах Монастырского благочиния прошли просветительские мероприятия в рамках Дня православной книги

По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в храмах и монастырях Новосибирской епархии прошли мероприятия, приуроченные празднованию Дня православной книги.  

Система Orphus