Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!

Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!

К 600-летию обретения честных мощей Преподобного Сергия Радонежского

Когда мы молитвенно обращаемся к Преподобному Сергию Радонежскому или читаем его житие, то непременно вспоминаем о нем как о служителе Святой Троицы. Его душа стала нерукотворной обителью Живоначальной Троицы, распространяя по всей Руси благодатное утешение, мир и святость.

Ежегодно 5 июля (18 июля по новому стилю) Русская Православная Церковь торжественно вспоминает обретение мощей Преподобного Сергия – священное событие, совершившееся в 1422 году. Светло празднуя 600-летие этого священного события, в этот день мы поем и слышим особый тропарь Преподобному:

«От юности восприял еси Христа в души твоей преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою и исцеление всем подая обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет тобою души наша».

Многоцелебные мощи Преподобного Сергия Радонежского почивают в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Молитвенно прославляя обретение честных мощей Преподобного, уместно вспомнить и о начале строительства этого дивного храма во славу Пресвятой Троицы.

Преподобный Никон, ближайший ученик и непосредственный преемник Преподобного Сергия, построил каменный Троицкий собор – «церковь прекрасную воздвиже в память и похвалу отцу своему», как говорят об этом событии летописцы. Для украшения собора были приглашены лучшие иконописцы и среди них – преподобный Андрей Рублев, которому Никон дал особое послушание – «написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию Чудотворцу».

Эту знаменитую икону Пресвятой Троицы по справедливости считают прекрасным плодом духовного влияния всероссийского игумена. В настоящее время она признается не только вершиной православного изобразительного искусства, но и символом всей русской культуры.

Предыстория создания каменной Троицкой церкви в обители Преподобного Сергия такова.

В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена. Иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий явился своему ученику и преемнику и сказал о грядущем испытании. Вместе с тем Преподобный предрек, что испытание будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, писал об этом в составленном им житии Преподобного Сергия:

«По подобию того, как подобало пострадать Христу и чрез крест и смерть войти в славу Воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свои крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года (день преставления Преподобного), святой основатель обители явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

При строительстве нового храма, когда рыли рвы для фундамента, 5 июля 1422 года были открыты и изнесены нетленные мощи Преподобного Сергия. Все свидетели этого священного события увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба действительно стояла вода.

В присутствии сына князя Звенигородского Юрия Димитриевича (†1425), сына великого князя Димитрия Донского, при большом стечении богомольцев и духовенства, святые мощи Преподобного Сергия были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви. Теперь на том месте находится церковь Сошествия Святого Духа.

При освящении в 1426 году каменного Троицкого храма мощи Преподобного Сергия были перенесены в него, где и пребывают доныне. А 1422 год остался в истории Русской Церкви как год обретения честных мощей Преподобного Сергия Радонежского. Нынче мы празднуем 600-летие обретения мощей великого светильника Русской Земли и нашего небесного покровителя и усердно молимся ему о благостоянии России и о мире во всем мире.

Преподобный Сергий, удалившись от мира, воздвиг небольшой деревянный храм во славу Живоначальной Троицы, «чтобы постоянным взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Преподобный Никон Радонежский воздвиг каменный Троицкий собор, а преподобный Андрей Рублев написал для этого собора икону Святой Троицы. Таким образом Троицкая обитель Сергия Радонежского, Троицкий собор этого монастыря и чудотворная икона «Троица», стали духовными символами собирания Руси в единстве и любви.

В «Настольной книге священнослужителя» (Т.3, изд. Московской Патриархии, 1979 г., с. 524–525) о преодолении ненавистной розни мира сказано следующее.

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному».

По завету Преподобного Сергия, молитвенным взиранием на Святую Животворящую Единосущную и Нераздельную Троицу верные чада Русской Православной Церкви до сего времени побеждают ненавистную рознь мира сего.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому чудотворцу. По всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители. Свидетельством этого стало принесение ковчега с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви, начавшееся 12 июня 2022 года, в день Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это принесение святыни приурочено к юбилейной дате 600-летию со дня обретения честных мощей преподобного Сергия. Святыня посетила по меньшей мере 50 епархий. А общая протяженность маршрута этого всероссийского церковного хода составила около 30 тысяч километров. В Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска ковчег со святыми мощами Преподобного Сергия Радонежского находился 21–22 июня. Множество почитателей Преподобного имели благодатную возможность приложиться к этой великой святыне, помолившись о своем спасении и о мире во всем мире.

К Преподобному Сергию как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней веками идут на поклонение тысячи людей для назидания и молитвы, за помощью и исцелением.

Преподобному Сергию дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле. Он же благословил на ратный подвиг своих пострижеников — иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. А когда в 1612  году ополчение Минина и Пожарского после молебна у храма Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».

Почти полтора года с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года поляки осаждали обитель Живоначальной Троицы. Но, заступлением Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, «со многим стыдом» интервенты бежали от стен монастыря.

Сохранилось интереснейшее свидетельство о патриотическом служении иноков обители Преподобного Сергия в Смутное время.

В 1619 году обитель Преподобного Сергия посетил приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он пожелал увидеть тех иноков, которые в годину военной опасности возложили на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону обители, представил патриарху Феофану более двадцати иноков.

Первым из них был старец Афанасий Ощерин. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?». Старец ответил: «Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами». «Что же свойственнее иноку молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах Преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского».

В 1744 году обитель, созданная Преподобным Сергием, за заслуги перед Родиной и Православной верой получила наименование Лавры. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

Величайшие испытания постигли Троице-Сергиеву Лавру сразу после революции 1917 года. Но врагам Церкви не удалось уничтожить обитель Преподобного Сергия. Перед праздником Пасхи Христовой в 1946 году в Лавре было восстановлено богослужение и постепенно стали возвращаться святыни обители.

В 1992 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 600-летие со дня преставления Преподобного Сергия.

В 2014 году мы молитвенно отмечали 700-летие со дня рождения Преподобного. В этот юбилей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Заветы Сергия Радонежского это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, ее исторических традиций единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее».

Поздравляя с 700-летием со дня рождения Преподобного, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль. “Воспитатель и устроитель России” так просто и емко народ определил высокую миссию Сергия Радонежского. Его мудрое и твердое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров. Именно тогда прозвучали его пророческие слова: “Любовью и единением спасемся”.

Этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель, навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память».

Духовная школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватила всё пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы.

Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с Преподобным в теснейшем духовном общении.

Примечательно, что после празднования в память обретения мощей Преподобного Сергия (18 июля по н.ст.) Русская Православная Церковь празднует Собор Радонежских святых (19 июля).

До сего дня Дом Живоначальной Троицы является важнейшим духовным центром Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».

«Значение обители Преподобного Сергия чрезвычайно велико и для русской культуры. Культура – это возделывание, обрабатывание, это преобразование жизни. Но во имя чего преобразовывать? К чему стремиться? Ради чего трудиться? Культура обязана дать ответ на эти вопросы. Заслуга Преподобного Сергия в том, что именно он указал русской культуре, в чем должен быть ее идеал. Та высшая реальность, которая одушевляла его самого в его подвигах, – Живоначальная Троица, – становится ведущим принципом всего культурно-исторического строительства русского народа. В нем, в этом идеале сосредоточивается всё, что близко и дорого сердцу русского человека, – стремление к единству в любви и взаимопониманию в противовес раздорам и вражде мира дольнего, эталон нравственного совершенства – святости, чистоты и простоты, искание неземной, высшей мудрости, посылаемой в благодатном приобщении к несозданному Троическому свету. Сам Преподобный Сергий осуществил этот идеал в своей жизни» (Архимандрит Аристарх (Станкевич). Троице-Сергиева Лавра и русская культура // «Богословские труды». — Сб. 29. – Изд. Московской Патриархии, 1989).

5 июля (18 июля по н.ст.) день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли самый многолюдный и торжественный церковный праздник в обители. А вместе с обителью Преподобного вся Церковь Русская торжественно прославляет своего Небесного Заступника.

Священное событие, празднуемое в этот день, прекрасно выражено в кондаке, посвященном обретению мощей Преподобного Сергия Радонежского.

«Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: Радуйся Сергие Богомудре».

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus