Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Александр Невский - святой защитник Руси

Александр Невский - святой защитник Руси

Не в силе Бог, а в правде!

Святой благоверный

великий князь Александр Невский

 

В этом году наша страна широко отмечает 800-летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославича, прозванного Невским. Ему пришлось править Русью в тяжелейший период отечественной истории – в эпоху монголо-татарского нашествия, но под его началом были одержаны важные победы – в Невской битве 1240 и в Ледовом побоище 1242 годов.

Среди предков святого князя Александра Ярославича можем найти русских князей от Владимира Святого, крестившего Русскую землю, до Всеволода Большое Гнездо, от Владимира Мономаха, Мстислава Удалого до Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Потомки святого князя Александра Ярославича Невского – сын, благоверный князь Московский Даниил, внук – Иван Калита, правнук – святой князь Московский Дмитрий Донской, предводитель русских отрядов на Куликовом поле в 1380-м году.

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич – один из наиболее выдающихся героев русской истории. Князь Новгородский и Псковский, Киевский и Владимирский, Александр Ярославич защищал северные русские земли от западных захватчиков. Он сумел сохранить доступ Руси к Балтийскому морю, а значит – сохранил для русских людей возможность свободной торговли, разнообразных связей с Европой. Монгольское нашествие, жестокий захват многих русских княжеств, дотла сожженный Киев, разоренные княжества Северо-Восточной Руси, постоянная агрессия северных соседей, стремящихся нейтрализовать и оттеснить Русь от Балтики – в такой обстановке завершения истории когда-то могучей державы – Киевской Руси, протекала жизнь и деятельность святого великого князя Александра Ярославича.

Действительно, его княжение знаменовало новый этап отечественной истории. При нем постепенно начали оправляться и отстраиваться разоренные русские города и княжества, при нем начала складываться система управления захваченных Ордой русскими землями. Князья получают в Орде ханские ярлыки на княжение и обеспечивают сбор дани в пользу Орды. За деятельностью князей «на местах» наблюдают поставленные ханом баскаки.

В такую эпоху – время окончания домонгольской Руси и начала нового периода отечественной истории, названного впоследствии Московской Русью, приходится время жизни и деятельности святого благоверного князя Александра Ярославича. В этой сложной, неоднозначной, тревожной и даже опасной обстановке князю Александру Ярославичу удалось сохранить уже устоявшуюся на Руси в прежние времена систему княжеской власти.

Такое деяние – сохранить, не дать разрушительным событиям и обстоятельствам уничтожить устоявшуюся на Руси систему власти, подобное целеполагание, устремленное в будущее развитие страны, своим значением и глубиной мысли предвосхищает появившуюся несколько позднее великую идею – идею единения Руси – идею, родившуюся на Куликовом поле в 1380 году, последовательно воплощаемую в жизнь каждым русским правителем и красной нитью пронизывающую, по сути, всю последующую историю России.

Фраза, по свидетельству летописей, произнесенная святым князем Александром в 1240-м году в новгородском Софийском соборе после молебна накануне Невской битвы: «Не в силе Бог, а в правде!», стала крылатой. Она, необычайно мудрая в своей кажущейся простоте, оказывается всеобъемлющей и неизбывно актуальной до сих пор; она прекрасно показывает нам не только глубину веры Александра Ярославича, но и его страстную устремленность к сохранению и приумножению этой веры в своем народе во имя его блага.

Обращаясь к земной жизни святого князя Александра и к бытию памяти о нем в древнерусской литературе, наш современник, академик Д.С. Лихачев писал: «Культура живет человеческими идеалами. К одному из таких идеалов принадлежал Александр Невский, Переяславский, Новгородский и Владимиро-Суздальский князь, защитник и спаситель Руси. Заступник народа, он рано был признан церковью святым: вначале местно (после кончины в 1263 г.), а потом, после 1547 г., ему было установлено общерусское церковное празднование. Как тип святого Александр Невский весьма любопытен и поучителен. Он князь-воитель, святой, чьи поступки роднят его с другими народными заступниками, святыми. Все русские святые в той или иной мере служат народу. Одни обороняют Русскую землю, другие основывают монастыри, трудятся. Поэтому большинство святых – либо князья-воины, либо монахи и церковные иерархи, но все труженики. Среди русских святых сравнительно мало аскетов, нет и нищенствующих».

Д.С. Лихачев считал, что «князь-воитель может быть защитником от зла, если он праведный, благоверный, справедливый ко всем. Таким и был Александр Невский, заслуживший любовь народов… Самая главная тема древнерусской литературы – это оборона от зла, от врагов и нашествий, «дабы Свеча Рода не погасла!». Тема обороны Рода и Земли страстно звучит в «Слове о полку Игореве», со страниц летописей и повестей о татаро-монгольском нашествии. Оба сражения Александра Невского – и Невское, и Ледовое – оборонные! Это победы над нападающими, наказание зломысленных во имя торжества веры, идеалов мира, добра и справедливости».

В 1834 г. А.С. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» писал о времени Александра Невского: «России определено было высокое предназначение… Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…».

К этим словам Пушкина можно добавить, что в это время Русь приняла на себя удар не только с Востока, но и с Запада – немцы и шведы решили использовать слабость Руси и предприняли попытки вытеснить Русь от балтийских берегов. Поэтому и в Невской битве 1240 года, и в Ледовом побоище 1242 года «Русь отражала удары ею же спасенной Европы». Историк И.П. Шаскольский, крупнейший специалист в области отношений Древней Руси со скандинавскими странами, писал: «Походы 1240-1242 годов являлись наступлением объединенных сил католических государств Северной Европы на русские земли. По своим масштабам это наступление было наиболее крупным за весь период феодальной раздробленности на Руси. Тем большее значение имели победы Александра Невского над объединенными силами североевропейского рыцарства».

Победы святого благоверного князя Александра Ярославича нашли свое отражение в летописях и в литературных памятниках Древней Руси. Одно из самых замечательных и популярнейших житийных произведений – Житие Александра Невского, возникновение которого относят к 80-м годам XIII века. Списки этого жития распространялись по всей Руси и были необычайно любимы читателями – ведь автор жития называл себя современником князя, свидетелем его жизни и прославлял его воинские доблести и политические успехи. Текст об Александре Невском соединял в себе княжескую биографию, житие и воинскую повесть, поэтому в разных рукописях мог называться по-разному – «Повесть о житии Александра Невского», «Слово о житии…», просто «Житие…»; переписчики включали это произведение в различные сборники и даже в летописные своды. Современные исследователи связывают стилистические особенности этого Жития святого с галицкой литературной традицией, которая уже в эпоху монгольского нашествия продолжала традиции древнерусской литературы киевского периода, и обнаруживают в его тексте и переводные произведения домонгольской Руси, – «Александрию» (повествование об Александре Македонском), «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, древнееврейского военачальника и историка I-го века н.э., писавшего на греческом языке, византийский Хронограф; святой князь Александр Ярославич в тексте Жития сравнивается с персонажами Священного Писания – Иосифом Прекрасным, Самсоном, Давидом, Иисусом Навином. А в более поздних произведениях древнерусской литературы, в памятниках так называемого Куликовского цикла, – «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», их главного героя, Московского князя Дмитрия Донского, сравнивают с Александром Невским, прадедом героя Куликовской битвы.

В 1892-м году в сборнике XV века из библиотеки Псково-Печерского монастыря псковский археолог Константин Евлентьев обнаружил неизвестный ранее текст древнерусского произведения о монголо-татарском нашествии «Слово о погибели Русской земли». Это оказался отрывок целиком не сохранившегося произведения. Исследователь и публикатор этого текста Л.А. Дмитриев считал, что «характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора».

В 1947 году был найден второй список этого произведения – ныне он хранится в Древлехранилище Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге. И родилась гипотеза, что оба списка «Слова о погибели…» являются своеобразным предисловием к Житию святого благоверного князя Александра Невского! Однако не все приняли это предположение, считая, что Слово о погибели… – самостоятельное произведение, а связь с Житием Александра Невского – это лишь рукописная традиция.

Но произведение само по себе – конечно же, драгоценный памятник трагической эпохи начального периода монголо-татарского нашествия на Русь, и эта трагичность, вместе с поэтической структурой и идейным содержанием, роднит «Слово о погибели Русской земли» со «Словом о полку Игореве».

Вот перевод этого замечательного произведения в том виде, в каком оно сохранилось до наших дней, на современный русский язык:

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, различными птицами, бесчисленными городами великими, селениями дивными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляховъ, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то всё с помощью Божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих детей пугали в колыбели. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Володимеръ не покорил, а немцы радовались, что они далеко – за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни, – от великого Ярослава, и до Володимера, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, – беда на христиан...

Житие святого князя Александра Ярославича Невского было свидетельством широкого и повсеместного почитания Божьего угодника на Руси. Его кончина, как пишет Ю.К. Бегунов, занимавшийся изучением комплекса редакций Александра Невского, была «воспринята современниками как тяжелейшая утрата для всей Русской земли. ″Заиде солнце земли Суждольской!″, – воскликнул митрополит владимирский Кирилл, и вслед за ним люди горестно запричитали: ″Уже погыбаем!″».

Да, благоверный великий князь Александр Ярославич уже при жизни почитался как святой воин высокой нравственной чистоты и как национальный герой, совершающий духовный подвиг, поэтому понятно, что его Житие постоянно было предметом и переписывания, и литературной обработки, и сохранилось до наших дней в десяти редакциях.

В Сибирском отделении Академии наук с середины 60-х годов прошлого века ведется археографическая работа по разысканию и всестороннему изучению памятников древнерусской книжности, обнаруживаемых на территории Сибири. В результате этой более чем полувековой деятельности в Новосибирске ныне находится одно из крупнейших за пределами столичных городов собрание памятников древнерусской письменности. Среди множества древнерусских рукописных и старопечатных книг в новосибирском хранилище можно увидеть рукопись с Житием князя Александра Невского. Она была привезена в 70-е годы прошлого века новосибирским ученым, опытным археографом Н.Н. Покровским, которому удалось «в живописном высокогорном селе» получить манускрипт XVI века с тем текстом Жития Александра Невского, который называется редакцией Ионы Думина. Это самый полный вариант жития святого князя, составленный в 1591 году, видимо, Ионой Думиным – будущим митрополитом Ростовским и Ярославским, знаменитым писателем и книжником; долгое время он был архимандритом Рождественского монастыря во Владимире, в котором был погребен святой князь Александр.

Однако полнота средневекового текста чаще всего должна настораживать исследователя, потому что она свидетельствует, в первую очередь, о длительности существования текста, который пополняется всё новыми и новыми событиями и чудесами.

Рукопись с «Житием Александра Невского», найденная на Алтае, была доставлена в Новосибирск в плачевном состоянии – когда-то она была подмочена водой, плохо и неправильно просушена, и многие ее листы склеились так, что мы даже опасались открывать книгу – боялись повредить листы с текстом. Но в те советские, гораздо менее забюрократизированные времена, мы легко сумели договориться с московскими реставраторами (во всей Сибири тогда не было еще ни одного человека, который мог бы профессионально выполнить такую работу), и спустя несколько месяцев мы получили прекрасно отреставрированную рукопись, великолепный памятник древнерусской книжности, обнаруженный в Сибири.

Название нашего текста редакции Ионы Думина таково: «Месяца ноября в 23 день житие и подвигы благовернаго великаго князя Александра, иже Невский имянуется, новаго чюдотворца».

Мы остановимся только на некоторых фрагментах это интереснейшего источника наших сведений о святом великом князе Александре Ярославиче и, в первую очередь, посмотрим описание Невской битвы 1240 года, в которой 19-летний князь впервые с успехом водительствует русским войском и приводит его к победе над захватчиками. С самим событием многие хорошо знакомы, поэтому сосредоточимся на менее широко известных деталях геройских подвигов русских воинов.

Вот как начинается описание битвы (даю текст в современной транскрипции, а не в переводе на современный русский, надеясь, что читатели газеты легко поймут содержание): «В шестый час дни … снемшеся сразити обоих стран полком ратным бысть бой силен, зело ужасен и страшен, яко и за руки емлюще сечахуся. И пролияся кровь, яко тучя дождеваа, даждь до самого вечера … Латыни, яко узрев себе побеждаемых, бегу яшася. Великий же Александр вслед их гнаше, и изби безчисленое множество богомерскых римлян, яко и самому кралеви возложи печать на лици острым мечем своим. И сквозе всех полков их проходяще невредимо, нещадно сечяше телеса их наполы даж до самыа луки седелныа». Да, отважные русичи получили в лице князя Александра природного русского полководца-богатыря, смело бьющегося с врагами наравне со своими воинами. А ведь и всё войско Александра состоит, кажется, из сказочных богатырей. Вот только один из них:

«Бе же тогда в полку Александрове явишася шесть мужей храбрых, иже с ним крепко мужьстваваху и храбрость показавшых противу ополчению ратных. Бяху же и сии храбро проезжаху сквозе полкы латынскыя, сецаху телеса римскых вои нещадно. Имена же мужей тех храбрых. Первый – Гаврила Алексич. Сей наеха на шнеку (скандинавское парусно-гребное судно, часто используемое в XIIXIV веках для набегов) и виде кралевича, мчаща под руки. И гони по нем на кони по досце до самого корабля. И свергоша его в море, и с конем. Божиею же силою изыде оттуду не вержен, и паки прииде посреде полку, и бился много, и убил воеводу их Спиридона и дву бископов (епископов Ливонского ордена)».

Остановимся на этом первом из шести героев Невской битвы и обратим внимание на боевую ситуацию – новгородец Гаврила Алексич на коне бросается в погоню за «королевичем», верхом по доске въезжает на корабль, но его вместе с конем сбрасывают за борт. Но они оба выбрались на берег и вновь ринулись в гущу битвы, где Гаврила поражает одного из шведских воевод и двух епископов Ливонского ордена.

Спустя полтысячелетия потомок Гаврилы Алексича с гордостью помнит героизм и мужество своего далекого предка. Этот потомок назывался Александром Сергеевичем Пушкиным.

В.Н. Алексеев, гл. библиотекарь Новосибирской государственной областной научной библиотеки, доцент Новосибирского государственного университета, кандидат филологических наук, Заслуженный работник культуры РФ


Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus