Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Литературная деятельность преподобного Паисия (Величковского)

Литературная деятельность преподобного Паисия (Величковского)

Обращаясь к литературному наследию и жизнеописанию преподобного Паисия, каждый современный читатель может извлечь для себя существенную духовную пользу. Его личность дает нам пример истинного православного жития, сущность которого – смирение и любовь. Как деятель православной Церкви, как добрый пастырь он развивал учение святых Отцов об умном делании, о молитве Иисусовой, выражая в своих сочинениях и наставлениях то, что открылось ему Духом Святым. Он трудился над переписыванием книг и переводом с греческого языка на церковнославянский творений святых Отцов Церкви. При нем в монастыре на святой горе Афон, а потом в молдавских монастырях в Драгомирне, Секуле и Нямце образовались школы переводчиков и переписчиков. Многие ученики по благословению старца переходили на жительство в русские монастыри, где продолжали книжные занятия и сохраняли заветы своего великого учителя. А некоторые переводы старца и сегодня доступны нам для чтения.

Первое описание жизни и деятельности старца Паисия (Величковского) на русском языке было выпущено Оптиной Пустынью в 1847 году. Это был перевод жизнеописания старца, составленного его учеником иеросхимонахом Платоном.

О личности и подвиге преподобного Паисия протоиерей Сергий Четвериков пишет: «В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы».

Справедливо можно назвать преподобного обновителем духовной жизни русского монашества: «Своим примером, деятельностью и переводами старец Паисий вызвал огромное духовное движение в православном монашестве, особенно заметное в России, где оно охватило не только иноков, но и светское общество всех классов».

Петр Величковский, будущий старец Паисий, родился в 1722 году в семье протоиерея Иоанна Величковского в городе Полтаве. Грамоте обучался по Псалтири и Часослову. Примечательно, что он с детства тянулся к чтению. По желанию родителей Петр был отдан в Киевскую Духовную Академию. Он был усердным учеником, но в то же время душой тянулся к монашескому житию.

Не закончив образования, он вступает на путь странничества, путь поиска духовного наставника. В Любечском монастыре его первым послушанием было списывание книг. Один из иеромонахов обители увидел большую любовь Петра к святоотеческим творениям и предложил юноше переписывание Лествицы Иоанна, игумена Синайского. Вскоре в монастыре произошли перемены, и Петр перешел в Медведковский Никольский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Парфений.

Из жизнеописания старца Паисия известно, что в начале монашеского пути он искал, но не смог найти духовного руководителя. В письме одному из своих учеников он писал впоследствии: «Постригли меня без всякого необходимого для новоначального искуса, который выражается в отсечении своей воли и разсуждения. Они оставили меня жить без всякого духовного окормления. Мой восприемный отец по моем пострижении прожил в обители только одну неделю. Потом ушел, но куда, это неизвестно мне и поныне. Он сказал мне только это: брате, ты еси письменный, яко тебе Бог научит, тако и живи».

Для обстоятельств жизни того времени это было неудивительным. Настоятелями монастырей были ученые монахи, и они далеко стояли от братии. Славянская литература была скудна и большей частью устарела. Почти вся богословская литература была на латинском языке и недоступна простым монахам. Ученое монашество имело практическое направление и занималось церковно-общественным служением. Нравственно-аскетическая деятельность не была у них во внимании. А такие известные личности, как святитель Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иоанн (Максимович), Иоасаф (Горленко) и другие составляли исключение. И неудивительно, что монашество в XVIII веке все более и более приходило в упадок.

Затем по причине гонений на православных от униатов он поселился в Киево-Печерской лавре, где и нашел временный приют. Менее года пробыл он в обители и в поисках духовного руководства отправился в Валахию. В обителях Молдавии он встретился со старцами, которые повлияли на его духовное становление: иеросхимонахом Михаилом и старцем Василием Поляномерульским. Удивившись опытности молодого монаха, старец Василий предложил ему принять священное рукоположение, но, считая себя недостойным, старец Паисий даже до конца жизни готов был не принимать великого и, как он писал впоследствии, страшного сана. К этому времени через опытное знание послушания, смирения и делания умной молитвы он обрел дар такой молитвы, которая непрестанно совершалась в его сердце до самой его кончины.

Наконец преподобный оставляет и это место. Умолив старцев Михаила и Василия и получив от них благословение, он покидает земли Молдавии и переселяется в безмолвное уединение на Гору Афон. Но на Святой Горе старец Паисий не нашел подвижников высокой духовной жизни и знатоков святоотеческих писаний по причине упадка и притеснения со стороны турецких властей. «Но и там, когда я пришел, братий из нашего русского народа и знающих Священное Писание, то есть грамотных, оказалось мало. Итак, желательного для своей души окормления не удостоился получить. Сел я в некоторой келии, в мнимом уединении, на некоторое время и, положившись на Божие промышление о моей бедной душе, начал перечитывать мало-помалу отеческие книги, доставая их от своих о Боге благодетелей из сербской и болгарской обителей и читать внимательно».

Преподобный учил, что наставником в деле спасения души может стать только тот, кто сам себя понуждает творить все заповеди Господни по слову Священного Писания: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется». «Како бо инаго наставити на путь может, имже сам не хождаше?».

Вскоре около старца собрался кружок ревнителей иноческих добродетелей, вместе с которыми и подвизался Паисий. В это время он осознал необходимось для верной монашеской жизни, во-первых, правильного старческого руководства; во-вторых, соответствующего задачам монашества духовно-аскетического просвещения, почему он и стал впоследствии собирать святоотеческую аскетическую литературу.

Среди братства преподобного Паисия возникло стремление к собиранию творений святых Отцов, или традиция книжности. Каждая новая обретенная книга была поводом для большой радости преподобного. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу святого Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал: «Не могу сказать, какой неизъяснимой радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что на земле вижу небесное сокровище». Именно в афонский период он начинает с великим усердием собирать и переводить рукописи святых отцов.

Но вскоре старец Паисий нашел много различий в славянских переводах одних и тех же книг. Это привело его в глубокую печаль. Стало ясно, что переводы требовали исправления. Кроме того, обнаружились различия и в грамматическом строе. Старец осознавал, что для исправления необходимы оригиналы святоотеческих творений на греческом языке. Он путешествовал по многим монастырям и скитам Афона в поисках этих творений, расспрашивал образованных монахов, но найти нужные тексты не мог. Наконец Господь вознаградил его, и в скиту святителя Василия Великого он нашел святоотеческие тексты на греческом языке.

Пребывание старца на Афоне длилось семнадцать лет. Здесь он вместе с учениками трудился над исправлением старых славянских переводов по найденным греческим оригиналам. Это были творения святых Макария Великого, Нила Сорского, Диадоха Фотикийского, аввы Фалассия Ливийского, Исихия Иерусалимского, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова и Филофея Синаита. Так было положено начало «аскетико-филологической школе» старца Паисия.

После увеличения числа братства старец со сподвижниками возвращается в Молдавию и поселяется в монастыре Святого Духа под названием Драгомирна. Здесь были продолжены афонские святоотеческие традиции и введен святогорский богослужебный устав.

Ежегодно с начала Рождественского поста и до Лазаревой субботы старец каждый день проводил поучения в трапезной. Ежедневное чтение святоотеческих книг и беседы старца имели огромное воспитательное значение для братии.

Старец Паисий предупреждал братию понуждаться к постоянному чтению святых Отцов.

Впоследствии старец с братством переселились в Секульский монастырь Усекновения святого Иоанна Предтечи, а затем в Вознесенский Нямецкий монастырь. В Нямце житие было устроено отцом Паисием по образу Драгомирны и Секула: общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, святых Григория Синаита, Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Отец Паисий приводит многочисленные доказательства святоотеческого почитания умной молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры, и само спасение.

Паства преподобного умножилась, так, в Нямецком монастыре были иноки более чем десяти национальностей, и число их к 1790 годам возросло до тысячи человек. В то время это было самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви.

Именно в Нямецком монастыре литературная деятельность старца Паисия достигла наибольшего расцвета. При помощи научно подготовленных к литературному делу монахов и под непосредственным руководством старца происходило списывание и исправление книг славянских текстов по греческим подлинникам, а также делались новые переводы с греческого языка. Для обучения греческому языку старец посылал своих учеников в Бухарестскую Духовную Академию.

Как отмечает жизнеописатель, «… спрос на рукописи был очень большой не только со стороны самой братии Нямецкого монастыря, но и со стороны других обителей, и со стороны отдельных лиц. Работы переписчикам было много». Таким образом появляется много исправленных переводов святоотеческих книг и еще большее количество списков с этих книг. Значительную часть рукописей составляли сборники выписок из творений святых Отцов по разным вопросам: догматическим, нравственно-аскетическим и каноническим. Старец Паисий лично составлял подобные сборники и побуждал к их составлению своих учеников. Составленные для собственного келейного использования и назидания, сборники позже были перенесены в Оптину Пустынь и служили духовным ориентиром как для самих Оптинских старцев, так и для многочисленных их учеников.

Показывал старец Паисий пример неутомимой деятельности своим ученикам даже в последние годы своей жизни, когда, несмотря на телесную немощь и престарелый возраст, он целые ночи проводил за переводами. Можно добавить, что старец обладал необыкновенным искусством письма, какое редко у кого можно встретить.

В 1787 году старец Паисий совершил свой важнейший литературный труд – перевод с греческого языка подвижнических слов святого Исаака Сирина.

Таким образом к концу XVIII века нямецкий старец стал духовным отцом огромной монашеской семьи. Его духовные чада подвизались в Молдавии, Греции, Болгарии, Сербии, России, Малороссии. Его ученики в XIX веке сделались учителями и наставниками в Оптиной Пустыни и многих других монастырях России. Собственные сочинения преподобного распространялись только в рукописях. В 1792 году старец добился разрешения устроить типографию в Нямецком монастыре, что осуществилось на деле только через четырнадцать лет после его кончины.

В настоящее время известны десятки рукописей, переписанных самим старцем и его ближайшими сподвижниками. Их вывозили из монастыря благочестивые посетители, сам старец дарил их некоторым духовным лицам из центральной России. Рукописи распространялись по Руси, неся с собой благословение старца Паисия.

Переведенные преподобным и его учениками славянские рукописи, составили целый отдел Нямецкой библиотеки (276 рукописей!). И это лишь часть всего рукописного наследия Паисиевой школы. Немалое количество книг из этого собрания оказалось в России в Свенском монастыре, Площанской пустыни, в Рославльских лесных скитах, в Оптиной Пустыни и на Валааме.

Трудами монаха Афанасия, ученика старца Паисия, в Россию был доставлен греческий подлинник венецианской «Филокалии» и славянский перевод преподобного. А в 1793 году в Москве вышло первое издание «Филокалии» на славянском языке в трех частях — знаменитое славянское «Добротолюбие». Инициатива издания этих переводов принадлежала митрополиту Гавриилу (Петрову), другу и почитателю старца Паисия.

Известно, что старцем Паисием лично либо совместно с учениками были переведены аскетические писания 24 отцов, составившие первое издание «Добротолюбия». В его состав входят писания Антония Великого, Григория Синаита, Диадоха, Илии Экдика, Исаии Отшельника, Исихия Иерусалимского, Иоанна Карпафского, Петра Дамаскина, Каллиста и Игнатия, Каллиста, Иоанна Кассиана, Марка Подвижника, Максима Капсокаливита, Никиты Стифата, Никиты Монаха, Нила Постника, Симеона Нового Богослова, Филофея Синайского, Филимона, Феолипта, Феодора Эдесского и Феофана.

Все эти творения имеют своим содержанием «умное делание» и его приемы, то есть наставления об очищении души от страстей, а также средствах и способах к этому и, в особенности, о молитве Иисусовой.

Также им были переведены известные и для современников книги: «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея; «Лествица» преподобного Иоанна Синайского; «Руководство к духовной жизни» преподобных Варсонофия и Иоанна; «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина; творения святых Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, аввы Фалассия и Феодора Студита.

Этот последний отдел переводов старца Паисия остался без издания при его жизни. Впоследствии, а точнее в середине XIX века, эти книги вышли в свет в книгоиздательстве Оптиной Пустыни.

Преподобный Паисий, поболев перед кончиной, причастившись Святых Тайн, передав своим ученикам наставления, с миром преставился в 1794 году, 15 ноября (28 ноября по н.ст.). Святые мощи его пребывают в Румынии в соборном храме Вознесения Господня Нямецкого монастыря.

В заключение краткого описания литературной деятельности преподобного важно сказать о том, что старца Паисия признают возродителем на Руси (после преподобного Сергия Радонежского) школы старчества, которая на протяжении всего XIX века приносила благодатные плоды спасения церковных чад, особенно в Оптиной и Глинской Пустынях, а также в других монастырях Русской Церкви, в которых подвизались ученики и последователи великого старца.

Наставления великого старца Паисия служат советом и правилом для всех, кто заботится о спасении души: искать надежного руководителя в духовной жизни, а за отсутствием его – искать духовное руководство в указанных старцем святоотеческих книгах. Отсюда познаем, как драгоценны для православных людей эти указания и советы заботливого отца, великого старца, через многие годы продолжающего заботиться о своих чадах, побуждая иметь наставников искуснейших – книги святоотеческие.

История учит, что только обращение к святоотеческим творениям приводит к духовному возрождению. Поэтому обращение сегодня к этим книгам — духовным сокровищам, которые были проверены на опыте многих подвижников, – чтение и изучение их необходимо и нам в духовной жизни в современных условиях. Слава Богу, эти книги многократно переиздавались и продолжают переиздаваться.

 

Иеромонах Иоанн (Цуриков), выпускник НПДС

 

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Правящий архиерей возглавил всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus