Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Наш священный календарь

Наш священный календарь

Приближается великий православный церковный праздник Рождества Христова. Наступил новый 2020 год. В каждом православном храме, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы уже слышим рождественские призывы: «Христос рождается – славьте, Христос с Небес – встречайте, Христос на земле – возноситесь!»

К празднованию Рождества Христова украшаются храмы, проводят репетиции церковные хоровые коллективы, готовят свои благотворительные акции церковные социальные службы, готовятся поздравлять своих подопечных добровольцы.

Вместе с тем, в каждом городе и каждом населенном пункте страны можно увидеть приготовления и к празднованию Нового года: ёлочные базары, различные распродажи, и разнообразные подарки.

Наряду с этими приготовлениями накануне празднования Рождества Христова и Нового года ежегодно у многих наших сограждан, вольно или невольно, возникают предпраздничные вопросы. Почему не в один день христианский мир празднует Христово Рождество? Откуда так называемый новый календарный стиль? И почему бы не всем вместе встречать этот великий праздник всем христианам? Некоторые наши сограждане привыкли считать и говорить, что существует «два Рождества» – католическое 25 декабря и православное 7 января.

Не зная исторической подоплеки этих проблем, не понимая церковно-исторического и канонического достоинства православного календаря, которым до сего времени пользуется Русская Православная Церковь, можно считать, что всё это календарно-технические, а не принципиальные вопросы.

В советское время, когда в нашей стране оставалось совсем мало храмов, а церковная жизнь официальной антирелигиозной идеологией и политикой ограничивалась и притеснялась, празднование Нового года оставалось практически единственным общенародным праздником, не имеющим коммунистического идейного содержания.

Однако, несмотря на гонения, десятки миллионов граждан нашей страны свято хранили свою православную веру. Это показала перепись населения, проведенная в рождественский сочельник 6 января 1937 года. А начиная с 1936 года в Советском Союзе была разрешена новогодняя елка, которая после революции 1917 года была «отменена», как атрибут православного рождественского праздника. Расхождение же между православным календарем и так называемым новым календарным стилем в нашей стране произошло с началом февраля 2018 года.

Декрет о введении в нашем Отечестве западноевропейского календаря был принят на заседании Совета народных комиссаров 24 января 1918 года. А подписан был 26 января председателем Совнаркома В.И. Лениным. Эти две даты – 24 и 26 января 1918 года не следует переводить на современный гражданский календарь, так как до самого конца января 1918 года нового календаря в России еще не было.

Вот содержание преамбулы и некоторых положений Декрета о новом календаре.

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и так далее.

10) До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю».

Таким образом, граждане России отошли ко сну 31 января 1918 года, а проснулись уже 14  февраля. Из жизни страны, а главное – ее жителей, были механически вырезаны тринадцать дней, для того, чтобы сравняться «почти со всеми культурными народами».

Например, если у кого-либо день рождения был 1 февраля, то на будущее он как бы и оставался 1 февраля. Но это, именно, как бы. Реально же ради того, чтобы сравняться с культурными народами (как будто Россия была бескультурной), из жизни человека высчитывалось тринадцать дней… В следующем году 1 февраля этот человек будет как бы на год старше. Но реально ему до дня рождения будет недоставать этих тринадцати дней.

На таком простом примере можно показать календарное достоинство старого стиля и существенный изъян введения нового. Ведь назначение   календаря в том и заключается, чтобы указывать подлинные дни, месяцы, годы, числа, даты, а не условные.

Святые отцы Первого Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили совершать праздник Пасхи Христовой в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, святые отцы Первого Вселенского Собора установили так, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда праздновалась 14 нисана по древнееврейскому лунному календарю), была бы независима от нее, всегда праздновалась позже и только в воскресный день.

Таким образом Пасха Христова – величайший христианский праздник, оставаясь подвижным, стал праздноваться уже не лунному календарю (как пасха ветхозаветная), а по солнечно-лунному. При этом сами по себе астрономические расчеты отцами Первого Вселенского Собора не ставились принципиальным основание христианской пасхалии.

Начало «урезания» вполне сложившегося уже в IV веке христианской эры традиционного христианского календаря восходят к концу XVI века.

Реформу общехристианского календаря предпринял римский папа Григорий XIII (1502–1585). Поэтому новый календарь, или новый стиль называется григорианским, в отличие от юлианского, календарные принципы которого были использованы при формировании христианской пасхалии.

Рим отделился от вселенского православия в 1054 году. С введением нового календаря в 1582 году Римом был сделан еще один большой шаг в сторону разделения христиан Запада от Вселенского православия.

Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520–1576). В расчет брались только астрономические соображения, а не принципы церковного предания. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца искусственно сдвигались на 10 дней вперед. На практике, после введения реформы, получилось так, что сразу же после 4 октября 1582 года последовало не 5 октября, как было до этого, а 15 октября. Десять дней было механически изъято из церковного календаря.

К началу XX века «лишних» дней (исходя из принципов григорианского календаря) накопилось уже не десять, как в 1582 году, а тринадцать. Поэтому при введении нового стиля в России на рубеже января-февраля 1918 года пришлось вырезать уже тринадцать дней.

Календарная проблема является гораздо более серьезней, нежели вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, определяя порядок и ритм религиозной жизни.

Не следует забывать и о том, что Воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос Свое Знамение у Гроба Господня – схождение Благодатного огня – являет в Великую Субботу, богослужение которой совершается по православному календарю.

Слава Богу, Русская Православная Церковь не стала переходить на новый, то есть григорианский календарь, и поныне, сохраняя святоотеческое предание, пользуется традиционным православным календарем.

Будем благодарить Бога за Его помощь в истекающий год и готовиться к празднику Рождества Христова и наступлению Нового года: «Благослови венец лета благости Твоея, Господи!»

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «На месте строительства четвертого моста через Обь совершен молебен» перейти в фотогалерею
Система Orphus