Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Народное единство

Народное единство

День народного единства в новой России как государственный праздник отмечается с 2005 года. На первый взгляд – это новый праздник. Но на самом деле этот праздник имеет очень глубокие историко-патриотические корни. А любители истории знают, что этот праздник неразрывно связан с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.

Народное единство испытывается и наиболее ярко проявляется в общенародных бедствиях, когда встает вопрос – быть ли русскому народу?

Всем знакомо слово кризис. Но далеко не все знают происхождение этого слова. Греческое слово кризис означает суд.

Суд решает в какую сторону склонится чаша весов правосудия. А в медицине – наступит выздоровление человека или нет. Между тем, мы часто употребляем термин кризис с неоправданной легкостью: «экономический кризис», «политический кризис» и другие кризисы, которые, воспринимаются нами скорее как проблемы, то есть как задачи для ума, а не как суд…

Церковное празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, совпадающее с Днем народного единства, в первую очередь напоминает нам о спасении русского народа, о спасении нации, которое совершилось благодаря объединению всех церковно-патриотических сил России. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского гражданина Косьмы Минина, движимая призывами Святейшего Патриарха Ермогена, Россия вышла из глубочайшего социального кризиса. Защищая Веру Православную, русские люди защитили независимость и целостность Отечества. Поэтому Казанская икона Божией Матери, с которой ополчение освободило Москву, стала символом освобождения России от Смуты.

Польские интервенты и стоящие на их стороне изменники фактически были побеждены 22 октября 1612 года. (На Западе, с принятием в 1582 году григорианского календаря, в 1612 году это был день 1 ноября). Дальнейшее освобождение России от иноземцев было делом времени. Победа над Смутой совершилась под осенением Казанской иконы Божией Матери именно в этот день – 22 октября. (Теперь по гражданскому календарю этот день приходится на 4 ноября).

А что предшествовало победным событиям 22 октября 1612 года?

В ночь на 22 октября томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому, греку, явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений! Наши молитвы услышаны: суд об отечестве нашем преложен на милость. Заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия – спасена».

Это радостное известие быстро разлетелось по рядам ополчения. Русские воины 22 октября взяли штурмом Китай-город, а вскоре капитулировал и закрывшийся в Кремле польский гарнизон.   

 

Как общероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери и в память освобождения Москвы от поляков этот день стал праздноваться в России с середины XVII века (с 1649 года). В 2005 году этот церковно-государственный праздник возродился благодаря инициативе Русской Православной Церкви и Межрелигиозного совета России.

В начале сентября 2004 года произошла страшная трагедия в Беслане. Вскоре на чрезвычайном заседании Межрелигиозного совета России встал важнейший вопрос: что нужно делать для того, чтобы в России вместо лихолетья разрушения наступила эпоха созидания мирной жизни? В процессе обсуждения этого вопроса было выработано общее понимание, что история России началась не с 1917 года. Ей уже более тысячи лет. Между тем, историческая память в XX веке не просто ослабла, но и пострадала. В Российском историческом календаре не оказалось ни одного государственного праздника, который бы напоминал нам об истинном народном единстве в период многовековой истории России до 1917 года. А революция 1917 года, напротив, внесла глубочайшее разделение в народ. Людей стали делить на классы, а классовую борьбу провозгласили главной движущей силой прогрессивного развития человечества.

В 2017 году исполнилось 100 лет февральской революции 1917 года и октябрьского переворота. Было открыто много новых исторических источников, которые неопровержимо свидетельствуют: революция не может примирить народ, она несет только разделения и братоубийство.

День народного единства – это праздник, который не только помогает нам помнить о преодолении Смуты начала XVII века, но призван также содействовать преодолению смутно-либеральных движений нашего времени, под лозунгами «свободы» разрушающих традиционную культуру и духовно-нравственные ценности России.

Пока, к сожалению, в народе нашем нет еще единства в осмыслении праздника День народного единства. Потому что в основе национального, культурного и политического единства может быть только единство в понимании и признании базовых духовно-нравственных ценностей.

Что случилось в 1612 году? Наши мудрые и отважные предки с Божией помощью преодолели смуту душ, смятение умов и не поддались на обещания тех, кто хотел изменить лицо и жизнь Руси Святой.

Вдохновителями этой Победы были священномученик Ермоген, Патриарх Московский, а также монахи-патриоты обители преподобного Сергия Радонежского. Интервенты и изменники смогли захватить Москву, но не смогли покорить Троице-Сергиев монастырь. Шестнадцатимесячная безрезультатная осада показала, что обитель преподобного Сергия – это главная крепость России.  

Необходимо время, и День народного единства постепенно всё больше будет входить в жизнь России. Этот праздник встает в ряд таких великих побед нашего Отечества как Куликовская битва, как победа над Наполеоном, как славная победа России в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Многое зависит от того, каким содержанием будет наполняться этот праздник. Всякий раз, празднуя Великую Победу России в исторических битвах и смутах, прежде всего нужно благодарить Бога за эту дарованную Им Победу. Значит празднование Победы – это духовный повод для соборной молитвы.

Во-вторых, нужно благодарно вспоминать тех патриотов России, которые паче иных подвизались для достижения этой Победы. Празднуя День народного единства, мы благодарно вспоминаем священномученика Патриарха Ермогена, а также Косьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

День народного единства должен напоминать нам о необходимости сохранения национального самосознания, о национальной самобытности, без которых не преодолеть печальных разделений в народе. В детях и молодых людях необходимо воспитывать желание быть вместе и самую потребность единства. Одними флеш-мобами народного единства не достигнуть. Флеш-мобы скорее помогают организовывать незаконные протестные движения. Необходимо изучение основ православной культуры и в целом православия, которое имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности культуры. 

Слово «диавол» означает «клевнетник» и «разделитель». Приближаясь к Богу, люди приближаются друг к другу. А удаляясь от Бога, удаляются и друг от друга. Так учит преподобный авва Дорофей.

Серьезное изучение родной истории – это также важный шаг в созидании народного единства. Фальсификации отечественной истории прямо направлена на разрушение народного единства. Родную историю можно и нужно изучать и преподавать в национальных интересах. И это совсем не означает «ненаучности». Много ли научности в том, когда замалчиваются или искажаются священные страницы родной истории?

Известно, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские по национальности воины. Этот исторический факт поучителен и для нашего времени. В годы смуты граждане России объединяются не по признаку национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отчеству.

Попытки объединить наш народ на основе западных сомнительных ценностей уже много раз становились причиной тяжелейших национальных трагедий. Поэтому установление государственного праздника День народного единства в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери – это радостное событие. Оно обращает наши взоры к истокам и священным страницам истории – гражданской истории и церковной, которые разделить невозможно.

Духовно-патриотическое объединение живших в начале XVII века наших предков вокруг Русской Православной Церкви, вокруг Минина и Пожарского, было настоящим национальным возрождением. Дай Бог, чтобы с преодолением смутных 90-х годов прошлого века в нашей Богом хранимой стране также наступило духовное и национальное возрождение. Чтобы суд об Отечестве нашем по молитвам всех святых в земле Русской просиявших был преложен на милость.    

 

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим совершил Божественную литургию в честь Рождества Христова» перейти в фотогалерею
Система Orphus