Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви!»

«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви!»

От людей нецерковных часто можно услышать: «Что-то давно я не был в церкви, завтра утром пойду в храм». Почему утром? Церковный день начинается с вечера и, по-хорошему, именно вечером и нужно пойти в храм, чтобы увидеть богослужение (для того чтобы стать его полноценным участником, зачастую нужно время и серьезные усилия) что называется от начала.

Продолжаем наш разговор с настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Александром Матруком.

- Чтобы было понятнее: в давние времена христиане молились всю ночь, с вечера до утра, а утром совершали Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин. В годы гонения на христиан вечер, ночь и раннее утро было для них самым безопасным временем суток и удобным для молитвы. Ночные богослужения, которые святитель Василий Великий называет по-гречески «агрипниями», то есть «бессонными», имели по его словам, повсеместное распространение на Востоке, совершались под воскресные дни в течение всего года, в святую пасхальную ночь, на праздник Богоявления и в дни памяти святых мучеников.

- Отец Александр, в прошлый раз вы обещали рассказать о вечернем богослужении, или, точнее о всенощном бдении, чтобы люди, впервые оказавшиеся в это время в храме, имели представлением о том, что происходит.

- Сегодня под всенощным бдением понимают вечернюю службу, которая проводится накануне великих церковных праздников, а также воскресных дней, именуемых малой Пасхой, и включает в себя три богослужения – великую вечерню (в обычные дни совершается повседневная вечерня), утреню и первый час.

Предваряет всенощное бдение, конечно же, благовест – колокольный звон, приглашающий христиан принять участие в праздничном богослужении. Сначала благовестит большой колокол, затем начинается трезвон малых колоколов.

Начинается всенощное бдение обычно в 17 часов вечера великой вечерней.

Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете. Общая богословская мысль вечерни – спасение человечества в Ветхом Завете, через веру в грядущего Мессию – обещанного Богом Спасителя мира.

В самом начале богослужения открываются Царские врата, священнослужители совершают каждение алтаря, который являет собой образ Царства Божиего. Это священнодействие знаменует Божественную благодать, наполняющую рай и блаженное пребывание в нем наших прародителей Адама и Евы.

А затем на солею выходит дьякон со словами…

- Восстанете!..

- Да! Раньше этим возгласом диакон призывал христиан, ожидающих начала службы, подняться с сидений (в греческих храмах и сегодня есть сиденья для молящихся), сейчас он больше соответствует призыву сосредоточиться, быть внимательным. В греческом языке это слово еще означает побуждение к действию.

- То есть можно сказать: начинаем!

- Изначально этот возглас заимствован из придворного церемониала: «Восстанете!», – возглашает особый царедворец, призывая собравшихся приветствовать входящего в зал императора стоя.

Сразу после возгласа священник торжественно и громко произносит: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троицевсегда, ныне и присно, и во веки веков!» Этим показывается, что христианам известна тайна триединства Бога. Хотя сама вечерня отсылает нас к ветхозаветным временам с темиеще представлениями о Боге, но в то же время показывает, что человечество через веру в грядущего Мессию, Спасителя мира, обещанного Богом, уже находится на пути спасения. И хор поет «Аминь!» То есть «да будет так».

Сразу после «аминь» священнослужители в алтаре поют «Приидите, поклонимся…», призывая людей поклониться Небесному Царю и начинается пение 103 псалма, принадлежащего, скорее всего, пророку Моисею. В нем говорится о сотворении мира, прославляется Творец и выражается восхищение тем блаженством, которое испытывал человек в раю.

Одновременно совершается каждение фимиамом. Это очень древний обычай, еще дохристианский. Так на Востоке приветствовали желанного гостя, входящего в дом. И в наше время священнослужитель таким образом также приветствует христиан, пришедших на богослужение. С другой стороны, каждение имеет глубокое символическое значение – это и действие Святого Духа, обымающаго все творение Божие и преобразующего его, и молитвы, которые подобно фимиаму возносятся к Престолу Всевышнего, и призыв благодати Божией на предстоящих людей, и воздаяние чести святыням в храме, и освящение чувств молящихся.

Совершив каждение, священнослужитель входит в алтарь, врата закрываются. Закрытие Царских врат напоминает нам об утрате благодатного общения с Богом согрешивших пред Ним прародителей, в результате чего пребывание их в раю становится невозможным.

- Батюшка, а вот когда священник находится в алтаре, он ведь все это время не просто так, молча, предстоит перед Богом, он ведь еще и молится? Это какие-то произвольные молитвы?

- Священник в алтаре читает семь – по числу дней творения мира – тайных молитв, от лица падших прародителей и их потомков молит Бога о прощении. Но это и прошение о просвещении людей, о даровании нам страха Божиего, радости духовной. Эти молитвы еще называют вечерними, или светильничными, потому что в древности служба совершалась поздно вечером при зажженных светильниках.

- Итак, Царские врата закрываются и начинается Великая ектения – усердная молитва ко Господу о прощении человека, при этом диакон предлагает молиться всем миром…

- Диакон призывает молиться миром – «Миром Господу помолимся», – не в том смысле, что всем вместе, соборно, а в мирном состоянии духа. В русском языке слово «мир» писалось как через «и», так и через «i»; в первом случае оно означало состояние человеческой души, во втором – общество людей. В служебнике слово «мир» («Миром Господу помолимся») написано через «и».

И есть здесь еще один интересный нюанс. В греческом служебнике прошение «Миром Господу помолимся» имеет желательное наклонение, а у нас – повелительное, то есть не приглашение к молитве, а косвенное повеление.

- Для нашей же пользы…

- Несомненно. В ектении содержатся прошения и о всяких нуждах, потребностях человеческих. Но главное – «и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть несмотря ни на что вся жизнь христианина должна быть посвящена делу спасения, посвящена Богу.

- И в подтверждении этому далее следует пение псалма «Блажен муж», который сторонится нечестивцев…

- Да, поются избранные стихи из первой кафизмы Псалтири: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Здесь подразумевается Блаженный Муж, не имеющий греха – Господь наш Иисус Христос. Но блаженны также и праотцы Авраам, Исаак, Иаков, пророки и праведники. В этом смысле в псалме изложена краткая история всех ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и неверия не теряли упования на обетованного Мессию. И нам нужно внимать словам псалма, чтобы осознать свою греховность и избрать путь веры для восстановления духовного общения с Богом.

Сразу после псалма снова звучит ектения – уже малая, и после нее поются стихи из 140 псалма «Господи, воззвах к Тебе» (в ветхозаветные времена во время пения 140 псалма на жертвенник возлагалось закланное жертвенное животное – прообраз Божественного Агнца, Спасителя, Который принес Самого Себя в жертву за род человеческий) со стихирами, которые раскрывают значение празднуемого события.

- Я сейчас вспомнил: старец Паисий Святогорец говорил, что люди должны с благоговением следить за стихирам, чтобы находиться в празднуемом событии, потому что когда ум человека пребывает в Божественных смыслах, то человек преображается.

- И чем важнее праздник, тем больше стихир поется. Последняя стихира именуется догматиком, или богородичном – это песнь во славу Пресвятой Богородицы, в ней раскрывается учение Церкви о воплощении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Во время пения догматика Царские врата, символизирующие двери рая, открываются.

Совершается вход с кадилом. Это очень важное священнодействие, оно символизирует сошествие на землю Сына Божиего. Из северных врат выходит процессия: впереди идет свещеносец, символизирующий свет учения Христова, за ним – диакон, являющий собой образ Предтечи, а за диаконом шествует священник, он прост, с опущенными руками, как уничиженный, его внешний вид означает: Бог стал человеком. Во время входа священник молится Богу, чтобы Тот избавил людей от духов злобы. Подойдя к раскрытым Царским вратам, диакон начертывает кадилом в проеме врат крест. Это означает, что вход в рай, который символизируют Царские врата, даруется людям только через Крест Христов.

Хор поет песнь «Свете Тихий», в которой прославляется Спаситель мира, явивший миру Свет славы Своего Небесного Отца и пришедший на землю тихим светом этой славы.

- Батюшка, во время всенощного бдения на вечерне читаются паремии – отрывки из Священного Писания, но не всегда. Почему так?

- Паремия по-гречески значит притча, поучение. Часто читаются пророчества из Бытия, Исхода, пророка Исайи. Во время чтения паремий Царские врата закрыты, кроме тех случаев, когда читаются паремии из Нового Завета. Паремии включаются в богослужение только по особым, большим праздникам. Накануне рядовых воскресных дней чтений не бывает.

Если паремий не было, то после «Свете Тихий» моление Церкви усиливается в сугубой ектении: диакон от лица Церкви испрашивает для христиан великих и богатый милостей у Бога; после каждого прошения звучит троекратное пение хора «Господи, помилуй!», усиливающее молитву. Собственно, поэтому ектению и называют сугубой, усиленной.

Затем следует молитва о низпослании нам безгрешного вечера, славословие Богу – и вновь звучит ектения, на этот раз просительная: каждое прошение завершается пением «Подай, Господи!» А священник в этот момент в тайной молитве умоляет Бога помиловать христиан.


Продолжение следует 



Поделиться публикацией:
Система Orphus