Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Церковное богослужение: увидеть и понять

Церковное богослужение: увидеть и понять

«Сегодня впервые был на службе, и ничего не понял». Именно это «ничего непонятно», часто становится камнем преткновения для тех, кто впервые переступил порог храма: люди приходят на первую службу, вторую и… всё, на этом их духовные поиски заканчиваются. Потому что они как будто вступают в другой мир, здесь все иное – атмосфера, обстановка, язык, и даже окружающие люди кажутся им какими-то другими. Хотя на самом деле – было бы желание, был бы внутренний порыв – разобраться! – и очень скоро всё встало бы на свои места, оказалось бы простым и понятным.

– Изначально, конечно, все было не так, – замечает первый проректор Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Матрук. – Было проще, была апостольская простота; вечерами христиане собирались на общую трапезу, после которой, по слову Спасителя «сие творите в Моё воспоминание», причащались Святых Христовых Тайн. Но шло время, Церковь расцветала, благоукрашалась, появлялись и развивались чинопоследования, рождались новые красочные песнопения – тропари, кондаки, икосы, ирмосы, каноны!.. Богослужение становится более объемным, насыщенным, выразительным. Вспомните русских послов в Константинополь во времена князя Владимира. Побывав на богослужении в храме святой Софии, они потом рассказывали, что сначала даже не понимали, где находятся – на земле или на небе – настолько их впечатлили и благолепие храма, и красота церковных песнопений, и роскошное облачение священнослужителей. Вкусив сладкое, невозможно уже вкушать горькое, говорили они.

При этом, не смотря на кажущееся однообразие, каждая церковная служба уникальная, совершенная однажды, она в точности никогда больше не повторится. Впрочем, согласно великому индиктиону, теоретически служба может повториться по истечении полного пасхального цикла, то есть через 532 года, но за это время в Церкви произойдет много нового, что-то обязательно изменится: появятся песнопения, посвященные новым святым, другие новые молитвы.

И службы соответственно станут более продолжительными…

– Сейчас, напротив, наблюдается тенденция к сокращению богослужения в рамках допустимого, конечно. И это никакое не новшество, как, может быть, некоторые думают. Исходя из духовного состояния прихожан приемлемые сокращения в службе допускал святитель Иоанн Златоуст.

Продолжительность богослужения зависит и от песнопения. Древний знаменный распев существенно увеличивал время служения, современный же распев ускорился, стал стремительнее. Компактнее проходят священнодействия.

То есть?..

– Один из примеров: во время вечернего богослужения помазание освященным елеем совершается во время чтения канона сразу после того, как христианин приложится к Евангелию. Два священнодействия проходят одновременно. А раньше к Евангелию, которое держал священник, прикладывались во время чтения покаянного 50 псалма, который сейчас опускают, а само помазание совершалось уже после всенощного бдения…

Некоторые другие части богослужения сегодня также опускают – не совершаются повечерие, полунощница. Но это все происходит в приходских храмах. В монастырях служат строго по монастырскому уставу, поэтому там службы длительные.

И тем не менее богослужение на приходах все равно изобилует событиями, молитвами, песнопениями, очень непросто во всем этом разобраться начинающему.

– Для начинающих я посоветовал бы почитать книги, например, книгу «Всенощное бдение и литургия. Разъяснение церковного богослужения». В ней достаточно подробно и одновременно доступно объясняется, что собой представляет богослужение, показана его структура, говорится об истории того или иного священнодействия, что позволяет лучше понять происходящее в храме.

Батюшка, а опять же пример какой-то можно привести?

– Литургия, малый вход, открываются Царские врата, священник берет с Престола Евангелие (поэтому эта часть службы называется еще входом с Евангелием), передает его диакону, и вместе они выходят из алтаря, проходят по амвону и снова заходят внутрь через Царские врата. Люди, впервые пришедшие в храм, смотрят и не понимают, для чего это делается. А всё просто. Раньше Евангелие не хранилось на Престоле, оно находилось в отдельном помещении, часто вне храма, в так называемом пастофории, дьяконнике или сосудохранительнице (были и другие названия) вместе с другими святынями, евхаристическими сосудами, священными облачениями и так далее. Там же находился жертвенник, на котором совершалась проскомидия, и туда же приносили хлеб и вино для совершения Евхаристии. В те времена Евангелие представляло собой не только священную книгу, но являлась натуральной драгоценностью – его украшали лучшими драгоценными камнями и по этой причине тоже тщательно хранили. Так вот во время малого входа процессия сначала выходила из алтаря северными вратами, потом из храма, диаконы подходили к помещению, в котором находилось Евангелие, брали его и возвращались с ним в храм для прочтения. Это занимало какое-то время. Сейчас малый вход, или вход с Евангелием является лишь образом того священнодействия, но тем не менее образом глубоким и совершенным, поскольку имеет еще и символическое значение – выход Спасителя на евангельскую проповедь.

Несмотря на то, что о всенощном бдении и литургии достаточно много написано книг – именно для начинающих, есть интересные материалы в интернете, однако далеко не все готовы для поиска нужной информации. Здесь сказывается и присущая многим инертность, и страх «наткнуться на что-то не то» (и действительно, чего только в интернете не увидишь!); кажущиеся изобилие литературы в церковных лавках на эту тему тоже не всегда дает результат: либо книжка написана тяжелым, непонятным языком, либо в ней просто представлено подробное последование богослужения с минимальными пояснениями или вообще без них. В связи с этим мне не раз приходилось слышать от людей, которые только-только начали посещать храмы, что для них самым оптимальным вариантом стало бы прочтение соответствующих статей в газете митрополии, которая свободно распространяется по приходам. То есть ничего искать не надо, достоверная информация сама идет в руки. Может быть, батюшка, вы расскажете нашим читателям о том, что же происходит в храме во время службы, о суточном круге богослужения? Мы можем запланировать с вами целый цикл статей на эту тему!

– Обязательно расскажу. Церковный день начинается с вечера, поэтому начать нужно с вечерней службы, лучше с так называемого всенощного бдения, которое совершается накануне больших праздников и воскресных дней.

Значит, открывает новую рубрику, отец Александр?

– Открываем.

Продолжение следует 


Поделиться публикацией:
Система Orphus