Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
Создан по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА

Православная семинария: показать высоту духовного служения

Православная семинария: показать высоту духовного служения

Дмитрий Кокоулин

Сила духа не видна, но чувствуется. Человек, вроде бы внешне и невзрачный, но наделенный сильным духом, как будто притягивает к себе, и ты сначала даже не понимаешь, что же это за сила такая притягательная. Но это у человека. А как быть с неодушевленным предметом? Вот, например, когда я иду по центральной аллее к зданию Новосибирской Православной Духовной семинарии в городе Оби, я всегда как будто ощущаю некую притягательную силу. А когда захожу внутрь – это чувство только усиливается. Что это? «Намоленность», – сказали мне.

Почему Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон выбрал именно это место для семинарии – вдали от Новосибирска, на окраине города Оби? Мне ответили так: чтобы создать особую духовную среду, в которой бы пребывали и воспитывались семинаристы. Здесь нет шума городского, уходят куда-то прежние мирские заботы, нет суеты, нет и пыли, вокруг тихо, спокойно.

Есть такое мнение, что хорошая семинария – это семинария при монастыре. А про Новосибирскую семинарию говорят, что она сама по себе уже полумонастырь. Во-первых, потому что ее ректором является монах – Владыка Тихон, а во-вторых, большинство священнослужителей в семинарии тоже монахи. Больше того, в этом году уже одного из семинаристов постригли в иноки и этим летом, возможно, постригут в монашество. Дай Бог!

Здание семинарии имеет богатую историю. В 30-х годах прошлого столетия это было летное училище – здесь учили, как тогда говорили, «сталинских соколов». Потом летное училище переделали под гарнизонный Дом офицеров. В 90-е годы здание оказалось никому не нужным, им никто не занимался, в результате чего оно подверглось разграблению… А потом и вовсе произошел пожар. Печальное было зрелище: обгоревшие стены, обшарпанная штукатурка, пустые глазницы окон…

Власть мечтала избавиться от такого балласта, и вскоре выход был найден – «коробку» передали Новосибирской Епархии. Власть вздохнула с облегчением – такой груз с плеч долой! А Новосибирская Епархия подняла и понесла эту ношу…

Восстановление проходило непросто. Не хватало ни средств, ни рабочей силы… По благословению Владыки Тихона в стенах будущей семинарии поселился иеромонах Серафим (Коваленко). Он здесь был и за сторожа, и за строителя, и отвечал за приход, который – свято место пусто не бывает! – сразу же начал понемногу наполняться. И сейчас отец Серафим трудится в семинарии в должности проректора по хозяйственной части – опыт у священника грандиозный.

Если кто-то видел то старое полуразрушенное здание бывшего гарнизонного Дома офицеров, то в его современном облике никогда бы не узнал прежнее сооружение. Дворец! Как только переступаешь через порог семинарии, сразу попадаешь в большое и красивое фойе с богатыми колоннами, на карнизах которых видны барельефы ангелов.

– А раньше на их месте были звезды, – замечает проректор семинарии иерей Игорь Морозов.

Отец Игорь показывает аудитории главного корпуса, зал для самостоятельной подготовки семинаристов, просторную и светлую преподавательскую с огромными окнами и большим аквариумом в углу – как сейчас говорят, для психологической разгрузки.

Заходим в библиотеку. Помещение состоит из читального зала, в котором при необходимости проводятся совещания, конференции, чтения, и ряда стеллажей, сплошь заполненных книгами. Библиотечный фонд немаленький – 15 тысяч книг. Только периодики – три тысячи. Есть старинные фолианты – XVII-XIX веков.

Отец Игорь рассказывает, что библиотека активно заключает договоры с российскими православными издательствами, да и сами преподаватели семинарии регулярно приносят сюда книги – считают это своим долгом. Не забывает о семинарском хранилище знаний и председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии протоиерей Борис Пивоваров, при любой возможности он присылает в семинарию книги. Но главным попечителем библиотеки, конечно, является ректор семинарии Митрополит Тихон – это благодаря ему библиотека активно пополняется новыми изданиями, в том числе и редкими.

«Из всех своих поездок Владыка всегда привозит много книг – целые коробки!», – с радостью сообщают работники библиотеки.

Как и в любом другом приличном книгохранилище, в семинарской библиотеке на довольствии состоит кошка Мура. Она ухоженная и беременная. Задача библиотечных кошек – охранять книги от мышей. Но в семинарской библиотеке мышей нет. Тем не менее, с Муры ее обязанностей никто не собирается снимать. Пусть служит.

Идем дальше. Отец Игорь рассказывает, что если выйти из главного корпуса и пройти через семинарский парк, то можно увидеть отстроенный двухэтажный корпус – это общежитие для семинаристов. Он предлагает пройти туда, но я говорю, что уже побывал там – в позапрошлом году на освящении общежития. Это было событие! Ведь раньше семинаристы проживали в комнатах по 10-12 человек, а сейчас у них появились трех-четырехместные кельи с письменными столами – условия повышенного комфорта, иначе и не скажешь.

«Но сейчас, – говорит отец Игорь, – перпендикулярно общежительному корпусу строится новое здание, в котором будут актовый зал, трапезная, комната для самостоятельной подготовки учащихся к занятиям, спортивный зал и зал для занятий на тренажерах».

Физическому воспитанию в семинарии уделяется большое внимание, оно является частью учебной программы.

– Учебная нагрузка у семинаристов очень высокая, – поясняет отец Игорь, – каждый день расписан по часам: утреннее богослужение, учебные занятия с 9 до 16 часов, затем несение послушаний, подготовка к следующему учебному дню, молитвенное правило, сон. И так изо дня в день. Занятия проводятся в субботу и воскресенье. В таких условиях совершенно необходимо серьезно заниматься физкультурой, чтобы укрепить мышцы и повысить жизненный тонус.

Кстати, тех учащихся, которые до поступления в семинарию активно занимались спортом и привыкли к спортивной нагрузке (не путать с физкультурой!), здесь не ждет разочарование. Отец Игорь говорит, что при желании привычную для организма спортивную нагрузку можно давать и в спортивном зале, но уже не для того, чтобы выступать на соревнованиях, а «для себя». Впрочем, при семинарии организована футбольная команда – по благословению Владыки Тихона семинаристы выступают в районных и городских соревнованиях. Но это скорее исключение из правила.

– Это все-таки семинария, у нас духовные приоритеты, – подчёркивает отец Игорь.

Он рассказывает, что все семинаристы обязательно участвуют в богослужениях, которые проходят в семинарском храме во имя святителя Тихона Задонского, и предлагает подняться в храм. Пока поднимаемся по роскошной лестнице на второй этаж, отец Игорь объясняет:

– Помимо теоретических знаний, очень важна практика. Семинаристы несут клиросное послушание, пономарят. Им нужно хорошо знать богослужения, ведь они будущие священнослужители.

Храм в семинарии огромный. И очень красивый. Большой иконостас. Стены расписаны. Богослужения проходят ежедневно. Прихожане – жители Оби. При этом каждый год число прихожан заметно увеличивается. Много молодежи, но, по словам проректора, назвать приход молодежным все-таки нельзя, поскольку среди прихожан немало людей и пожилого, и среднего возраста.

Отец Игорь говорит, что сейчас будут расписывать и алтарь, и готовятся выложить плиткой пол – чтобы еще красивее было: «Стараниями Владыки, его молитвами храм, как видите, преображается». Проректор говорит, что один из семинаристов принял окончательное решение поступить в семинарию после того, как зашел на сайт семинарии и увидел храм – так он его впечатлил.

В то же время священническое служение, как замечает проректор, это ведь не только богослужения в храме, это еще и служение вне храма. Семинаристы на старших курсах начинают служить помощниками руководителей епархиальных отделов – по социальной работе, по тюремному и миссионерскому служению, по катехизации и так далее. То есть их уже с семинарской скамьи приучают к системной работе с людьми.

И даже не это главное. Можно быть талантливым, прекрасно усваивать богословские знания, знать службу, но… не расти духовно. Нужен духовный рост, и это семинаристам очень важно понять с самого начала. Иначе, если духовного возрастания не будет происходить, то, как говорит отец Игорь, рано или поздно начнется блуждание ума со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Спрашиваю отца Игоря, поступают ли в семинарию случайные люди.

– Бог дает веру, Бог дает и мысли о священстве, – отвечает священник. – К нам поступают молодые люди, которые не просто ходили в храм, исповедовались, причащались, но и несли послушание в алтаре, умеют читать на церковнославянском языке. Это одно из условий приема в семинарию. То есть случайных людей у нас точно не бывает.

Тем не менее, по словам отца Игоря, случается, что даже очень хороших, перспективных ребят вдруг начинает «штормить». Им начинает казаться, что это не их дело, или что они не достойны, или они не хотят зависеть от Церкви, или опасаются, что после рукоположения их, сугубо городских жителей, определят на сельский приход (а как к этому отнесется матушка?!). Это как раз и свидетельствует о том, что во время обучения духовного роста не происходит, считает проректор. И ребята уходят, кто с первого курса, кто со второго, кто с третьего. К счастью, происходит такое нечасто.

– Бывает больно, – признается проректор. – Жаль расставаться. Но мы не можем в отношение их проявлять насилие. Господь наделил человека свободной волей, и здесь главное не переусердствовать, чтобы не навредить. И потом, может быть, это и хорошо, что молодой человек сошел с этого пути – кто знает, чем бы всё это могло обернуться в будущем, если он не готов к духовной жизни!

Не все семинаристы, окончившиеся семинарию, становятся священнослужителями. Кто-то начинает заниматься преподавательской деятельностью в той же семинарии или на Богословских курсах, действующих при духовном заведении, или преподает в воскресной школе. Другие трудятся катехизаторами. Образование в стенах семинарии они получили очень хорошее, благодаря которому в этой жизни уже точно не потеряются.

Спрашиваю отца Игоря, правда ли, что по уровню образования наша семинария занимает, как говорят, «далеко не последнее место».

– Далеко не последнее?.. – удивленно переспрашивает проректор.

В феврале 2017 года в семинарии работала комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви. Специалисты комитета провели срез знаний семинаристов и были крайне удивлены результатом: из 38 семинарий, действующих сегодня на территории Российской Федерации, по уровню образования Новосибирская Православная Духовная семинария занимает четвертое место! К слову, Московской семинарии в этом списке отведено восьмое место.

Прошу объяснить проректора, как такое могло произойти?!

– Новосибирск – город науки, и преподавательский уровень здесь традиционно высокий, чему во многом способствует насыщенная научная среда. И преподаватели семинарии не исключение. Они умеют грамотно преподать свой предмет, заинтересовать им, научить семинаристов мыслить, рассуждать, – поясняет священник.

Отец Игорь подчеркивает, что немаловажное значение имеет количество учащихся в классах. В ту же Московскую духовную семинарию приезжают учиться со всей страны сотни человек, и преподавателям, конечно, сложно бывает уделить каждому ученику больше внимания. В Новосибирске в этом смысле проще. В семинарских классах учатся по пять-восемь человек, вследствие чего у преподавателей больше возможностей работать с семинаристами индивидуально, а отсюда и повышение успеваемости в целом.

Как уже говорилось выше, в семинарию не приходят случайные люди. Они хорошо знают, чего хотят, обладают достаточными специальными знаниями, у них есть мотивация, и они готовы трудиться. Но даже эти молодые люди не всегда могут сдать все необходимые экзамены для поступления, поскольку в семинарии требования к абитуриентам повышенные. Помимо ЕГЭ, они должны сдать экзамены по библейской и церковной истории, ответить на вопросы по вероучению и богослужению, написать сочинение, пройти собеседование. Как показывает практика, те, кто сумел пройти «тесными вратами», намного лучше усваивают знания, успешнее учатся.

В семинарии есть и подготовительная группа, состоящая из учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Ребята учатся в обычных школах, но живут в семинарском общежитии, несут послушания в алтаре или на клиросе в семинарском храме и параллельно готовятся к поступлению в духовную школу. Всё очень серьезно.

– Конечно, хотелось бы, чтобы все наши абитуриенты были более подготовленными, – говорит отец Игорь. – Но это проблема общая. На приходах организованы воскресные школы, задача которых – воспитать христианина. Это первое образовательное звено. А второго, которое было бы связано уже с семинарией, нет.

Отец Игорь говорит о необходимости создания в Новосибирске сети богословских курсов, которые бы подготавливали молодежь к обучению в семинарии. Такие курсы есть при семинарии в городе Оби и Вознесенском соборе в Новосибирске. Отец Игорь говорит, что сейчас, возможно, будет рассматриваться вопрос об организации широкой филиальной сети Богословских курсов в Новосибирске. По его мнению, это позволит не только повысить образовательный уровень абитуриентов семинарии, но и увеличит число желающих учиться в семинарии.

Сейчас также предлагается организовать пономарские школы для поступающих в семинарию. Задача очень важная. В прошлом году в стенах семинарии состоялся I Межъепархиальный пономарский форум «Читаю и разумею» с докладами, круглым столом и мастер-классами. В симпозиуме приняли участие христиане со всей Митрополии. И в этом году планируется провести уже второй такой форум.

Наша встреча с проректором подходит к концу. Мы снова спускаемся в фойе и направляемся к выходу. Я беру благословение, и на прощание отец Игорь говорит:

– Наша основная задача – показать всю высоту духовного служения, его святость. Мы пытаемся объяснить нашим семинаристам, что без жертвенности не может быть истинного служения Богу. С приходом сюда человек должен всё время жертвовать собой, своим временем, своими интересами. Жертвовать ради Христа. Именно такой настрой и должен преобладать и у абитуриентов, и у семинаристов, и мы должны помочь им воспитать в себе эту жертвенность и сохранить ее в своем сердце.


Система Orphus